05:30 Самоучитель по 1C:Бухгалтерии 8.3 - Урок 9 -2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
В бухгалтерском учете сформирована проводка вида Д01.01 К08.04 на 41000 руб. - то есть на ту первоначальную стоимость объекта ОС, которая была накоплена по счету 08.04. В налоговом учете сделана запись Д01.01 К08.04 на сумму 41000 руб. Документ сформировал движения по следующим регистрам: Регистры сведений:
Регистры накопления:
9.4. Принятие к учету объекта ОС после монтажа27 января 2009 года Деревообрабатывающий станок был введен в эксплуатацию. Был составлен акт о приеме-передаче основных средств по форме ОС-1, станок был передан в подразделение организации Производственный цех. Материально-ответственным лицом назначен Юрьев Владимир Александрович. При вводе объекта в эксплуатацию установлена следующая информация по его амортизации:
Обратите внимание на то, что способы амортизации в бухгалтерском и налоговом учете различаются. Выполним команду ОС > Принятие к учету ОС. Создадим новый документ, выбрав в качестве типа документа Объекты строительства. На рис. 9.37 вы можете видеть документ Принятие к учету ОС: Объекты строительства с заполненными реквизитами шапки и табличной части Основные средства. Рис. 9.37. Документ Принятие к учету ОС, вкладка Основные средства В поле Объект следует ввести данные об объекте строительства, выбрав их из справочника Объекты строительства. Ранее мы вносили в этот справочник сведения об объекте, монтажом которого занималась сторонняя организация. После заполнения поля Объект можно нажать на кнопку Рассчитать суммы и программа автоматически заполнит поля с информацией о стоимости. В нашем случае коррекция рассчитанных сумм не требуется. Поля Счет (БУ) и Счет (НУ) содержат данные о счете учета объекта строительства - и там и там это 08.03. В табличную часть Основные средства мы вносим сведения об основном средстве, в которое "превратится" объект строительства, при его заполнении мы создаем новую запись справочника Основные средства (или используем существующую, созданную заранее). Здесь мы так же показали пример редактирования инвентарного номера основного средства (поле Инв. №), введя вместо автоматически назначенного номер 123. Переходим к вкладке Общие сведения (рис. 9.38). Рис. 9.38. Документ Принятие к учету ОС, вкладка Общие сведения В поле Операция с объектами ОС вводим Принятие к учету с вводом в эксплуатацию, устанавливаем флаг Ввести в эксплуатацию одновременно с принятием к учету, в поле Способы отражения расходов по амортизации (погашению стоимости) выбираем Амортизация, счет 20. Такой выбор обусловлен тем, что станок планируется использовать в производственных целях (в подразделении организации Производственный цех), расходы на которые аккумулируются на счете 20 "Основное производство". На очереди - вкладка Бухгалтерский учет (рис. 9.39). Рис. 9.39. Документ Принятие к учету ОС, вкладка Бухгалтерский учет Выше мы подробно разбирали заполнение этой вкладки, в данном случае она заполняется аналогично, не будем останавливаться на ней подробно. На рис. 9.40 вы можете видеть вкладку документа Налоговый учет. Рис. 9.40. Документ Принятие к учету ОС, вкладка Налоговый учет Здесь тоже нет ничего принципиально нового для вас. Проведем документ и посмотрим, какие бухгалтерские записи и движения по регистрам он сформировал (рис. 9.41). Рис. 9.41. Результат проведения документа Принятие к учету ОС Документ сформировал в бухгалтерском и в налоговом учете проводки вида Д01.01 К08.03 на сумму 197000 руб. В эту сумму входит стоимость станка и монтажного оборудования (190000 руб.) и работ по монтажу (7000 руб). В целом, по регистрам сформированы движения, аналогичные движениям, сформированные документом о принятии к учету принтера, рассмотренные выше. Существенная разница заключается лишь в движениях по регистру НДС по ОС, НМА. На рис. 9.42 приведено состояние движений по этому регистру для двух рассмотренных документов. Рис. 9.42. Результат проведения документа Принятие к учету ОС, регистр НДС по ОС, НМА В документе принятия к учету объекта строительства по регистру сделаны сначала записи типа Расход с состоянием Ожидание принятие к учету объекта строительства, потом - записи типа Приход с состоянием Ожидается ввод в эксплуатацию, и, наконец, расходные записи с тем же типом операции. Это сделано для соблюдения установленного порядка учета НДС. Учтите, что изменения в налоговом и бухгалтерском учете происходят достаточно часто, 1С:Бухгалтерия обычно оперативно следует этим изменениям, поэтому состояние регистров в вашем случаем может отличаться от состояния регистров, рассмотренных в нашем примере. 9.5. Принятие объекта ОС к учету с одновременным списанием его стоимости на расходыНекоторые объекты основных средств, отличаются большими сроками использования и невысокой стоимостью, например, менее 10000 рублей или другой, установленной в учетной политике организации. Такие основные средства обычно списывают на счета затрат сразу же после принятия к учету. Это не значит, что основное средство сразу же после списания на затраты теряет свои полезные свойства, однако свою стоимость оно "отдает" сразу после списания. Рассмотрим пример. 27 января 2009 года в организацию, на Основной склад от ООО "Технодрайв" поступило (Накладная №30 от 27.01.2009) два Станка упаковочных У-1 каждый стоимостью 9440 руб. (в т.ч. НДС 1440 руб.). Поставщик выписал счет-фактуру №32 от 27.01.2009. В тот же день станки переданы в эксплуатацию в подразделение организации Производственный цех. Материально-ответственным лицом назначен Юрьев Владимир Александрович. Сначала примем станок к учету в качестве поступившего в организацию оборудования с помощью документа Поступление товаров и услуг с типом документа Оборудование (Покупка > Поступление товаров и услуг), рис. 9.43. Рис. 9.43. Оформление поступления деревообрабатывающих станков в количестве 2-х штук При проведении документ сформировал обычные в таких случаях проводки (Д08.04 К60.01 на стоимость станков без НДС и Д19.01 К60.01 на сумму НДС). Теперь создадим документ Принятие к учету ОС с типом Оборудование (ОС > Принятие к учету ОС), на рис. 9.44 вы можете видеть его вкладку Основные средства. Рис. 9.44. Документ Принятие к учету ОС, вкладка Основные средства Обратите внимание на то, что в табличной части Основные средства мы сделали две записи. Дело в том, что каждое основное средство, имеющееся в организации, учитывается обособленно, каждое является отдельным инвентарным объектом с собственным инвентарным номером. Поэтому даже если мы принимаем несколько одинаковых ОС к учету, мы должны в явном виде выделить каждое из них в табличной части Основные средства. Это так же означает, что на каждое из принимаемых к учету ОС мы должны завести отдельные записи в справочнике Основные средства - даже в том случае, если эти объекты абсолютно идентичны. В остальном, заполнение вкладки Основные средства не отличается от заполнения аналогичных вкладок в вышеописанных документах. Посмотрим на вкладку Общие сведения (рис. 9.45). Рис. 9.45. Документ Принятие к учету ОС, вкладка Общие сведения Несмотря на то, что мы намереваемся списать ОС сразу после поступления их в эксплуатацию, мы должны отметить на вкладке Общие сведения тот факт, что принимая ОС к учету, мы вводим их в эксплуатацию, а так же - выбрать способы отражения расходов по амортизации. Амортизацию по ОС мы начислять не собираемся, но если рассмотреть операцию ввода в эксплуатацию с одновременным списанием первоначальной стоимости, окажется, что это очень похоже на "одноразовое" списание амортизации. Фактически, выбирая способ учета амортизационных отчислений, мы указываем системе, на какой счет мы намереваемся списать расходы по объектам ОС. Так как мы будем использовать их в подразделении Производственный цех - выбираем способ Амортизация, счет 20. На вкладке Бухгалтерский учет (рис. 9.46) начинается самая интересная часть наших действий. Именно от ее настроек зависит способ распределения стоимости объекта ОС по периодам полезного использования. Рис. 9.46. Документ Принятие к учету ОС, вкладка Бухгалтерский учет В поле Порядок учета мы выбираем Списание при принятии к учету. После этого система предлагает нам заполнить уже знакомые вам поля Подразделение, МОЛ, Способ поступления, Счет учета. Как видите, об амортизации здесь нет ни слова. На вкладке Налоговый учет (рис. 9.47) мы выбираем Порядок включения стоимости в состав расходов как Включение в расходы при принятии к учету. Рис. 9.47. Документ Принятие к учету ОС, вкладка Налоговый учет Проведем документ и посмотрим на его движения (рис. 9.48). Рис. 9.48. Результат проведения документа Принятие к учету ОС Обратите внимание на то, что документ сформировал отдельные проводки на каждое принимаемое к учету основное средство - это две проводки Д01.01 К08.04 на сумму 8000 руб. Каждый инвентарный объект ОС принимается к учету отдельной проводкой - в аналитике (Субконто 1) одинаковые станки выглядят как разные инвентарные объекты. Так же двумя проводками Д20.01 К01.01 на сумму 8000 руб. первоначальную стоимость станков списана на расходы основного производства - Производственного цеха. В налоговом учете сделаны похожие проводки. Объекты списаны, они не отражаются по счету 01. Казалось бы, они "уходят" из поля зрения бухгалтерии. Однако это не так. На каждый объект основных средств имеется запись в справочнике Основные средства. На основе этой записи формируется печатная форма ОС-6 - Инвентарная карточка учета объекта основных средств. Инвентарные карточки никто не собирается выбрасывать после того, как стоимость объекта ОС будет списана с учета. Например, в ходе инвентаризации основных средств их фактическое наличие и состояние может быть проверено и сличено с данными, которые нашли отражение в ОС-6. 9.6. Амортизация ОСПо результатам предыдущих примеров два объекта основных средств - Принтер лазерный цветной Epson и Деревообрабатывающий станок приняты к учету и введены в эксплуатацию. К тому же, выше мы рассматривали ввод начальных остатков по ОС - еще по некоторым ОС (рис. 9.49) мы планируем начислять амортизацию. Рис. 9.49. Регистр сведений Начисление амортизации ОС (бухгалтерский учет) Амортизация на объекты ОС начисляется с помощью документа Закрытие месяца (Операции > Регламентные операции > Закрытие месяца). Это очень важный документ (рис. 9.50). Рис. 9.50. Документ Закрытие месяца С его помощью проводится множество операций, сейчас мы рассмотрим лишь одну из них - амортизацию ОС. Документ вводят последним числом месяца. Выше мы вводили операции за январь 2009 года. Сформируем документ последним числом месяца, установив в поле Выполняемые действия флажки в полях БУ и НУ напротив строки Начисление амортизации ОС. Проведем документ и посмотрим, какие записи он сформировал в учете (рис. 9.51, рис. 9.52). Рис. 9.51. Документ Закрытие месяца за май 2009, проводки по бухгалтерскому учету Рис. 9.52. Документ Закрытие месяца за май 2009, проводки по налоговому учету В бухгалтерском учете сформированы следующие записи: В налоговом учете сделаны похожие записи. Обратите внимание на то, что суммы начисленной амортизации в налоговом и в бухгалтерском учете совпадают полностью - и там и там мы использовали линейный способ начисления амортизации. Думаю, сейчас у некоторых из вас возник вполне закономерный вопрос (или не возник, если вы знакомы с особенностями отражения амортизации ОС в учете): "Почему, в то время, как мы ждем начисления амортизации по четырем объектам ОС, перечисленным в регистре Начисление амортизации ОС, амортизация начислена лишь по двум из них?". Ответ заключается в том, что амортизация по объектам основных средств начинает начисляться с месяца, следующего за месяцем их принятия к учету. Это зафиксировано в ПБУ 6/01: "Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета". Следовательно, записей об амортизации ОС, введенных в эксплуатацию в январе 2009 года, следует ждать лишь после проведения документа Закрытие месяца, датированного последним днем февраля 2009 года. Создадим и проведем такой документ. Вот (рис. 9.53, рис. 9.54), что у нас получилось. Рис. 9.53. Документ Закрытие месяца за февраль 2009, проводки по бухгалтерскому учету Рис. 9.54. Документ Закрытие месяца за февраль 2009, проводки по налоговому учету В бухгалтерском учете сформированы следующие записи:
В налоговом учете мы видим следующую картину:
- Временные разницы за февраль. Как видите, по объекту ОС Деревообрабатывающий станок в бухгалтерском учете начислена амортизация в размере 4690,48 руб., а в налоговом - 2736,11 руб. Не удивительно, что эти суммы разные - принимая объект в бухгалтерском учете, мы указали, что хотим амортизировать его по сумме чисел лет срока полезного использования (этот метод относится к ускоренным, когда в начале срока стоимость объекта списывается большими суммами, чем в конце), а в налоговом учете решили использовать линейный способ. Разница между этими суммами равняется: 4960,48 - 2736,11 = 1954,37 - то есть как раз то, что система сочла временной разницей. Обратите внимание на то, что в меню ОС есть подменю, посвященное амортизации ОС. Рассмотрим действия, которые можно выполнить с помощью этого меню:
9.7. Перемещение ОСОбъекты ОС в ходе эксплуатации могут перемещаться между подразделениями организации. Этот процесс может сопровождаться сменой материально-ответственных лиц. Рассмотрим следующий пример: 27 января 2009 года Кондиционер (инвентарный номер 000000002) было решено переместить из подразделения организации Администрация в подразделение Производственный цех и назначить для него новое материально-ответственное лицо - Иванова Ивана Ивановича. Для того чтобы выполнить эту операцию, создадим документ Перемещение ОС (ОС > Перемещение ОС). На рис. 9.55 вы можете видеть заполненную форму документа. Рис. 9.55. Документ Перемещение ОС Рассмотрим особенности заполнения его полей. В поле Организация вводится организация, основное средство которой нужно переместить. В поле Событие вводится наименование события, происходящего с основным средством. Это событие нужно выбрать из справочника События с основными средствами. Если, открыв справочник из окна документа, вы найдете его пустым, нужно создать новое событие, причем, в данном случае нужно, чтобы это событие имело вид Внутреннее перемещение (рис. 9.56). Наименование события особого значения не имеет. Рис. 9.56. Заполнение справочника События с основными средствами В группе параметров Данные для бухгалтерского учета мы должны указать подразделение (Производственный цех или Администрация) и новое материально-ответственное лицо (Иванов Иван Иванович). В табличной части Основные средства нужно указать те объекты ОС, которые подлежат перемещению. Она заполняется на основе справочника Основные средства. После проведения документа он не формирует записей по бухгалтерскому и налоговому учету, однако вносит изменения в некоторые регистры (рис. 9.57). Рис. 9.57. Движения документа Перемещение ОС по регистрам В регистре сведения Местонахождение ОС (бухгалтерский учет) была сделана о том, что Кондиционер был перемещен в подразделение Производственный цех под материальную ответственность Иванова Ивана Ивановича. В регистре сведений События ОС организаций сделана запись о факте внутреннего перемещения объекта ОС. Думаю, здесь вы могли заметить, что объект ОС был перемещен из подразделения, амортизация по ОС для которого начисляются на счет 26, в подразделение, расходы по которому учитываются на счете 20. Это значит, что наша работа по перемещению основного средства пока не закончена - нужно указать системе, каким образом следует по-новому относить амортизацию. Для этого нужно воспользоваться документом Изменение способа отражения расходов по амортизации ОС (ОС > Параметры амортизации > Изменение способа отражения расходов по амортизации ОС), рис. 9.58. Рис. 9.58. Документ Изменение способа отражения расходов по амортизации ОС В поле Событие следует указать основание для изменения амортизации. Оно заполняется из уже известного вам справочника События с основными средствами (вид события - Прочее). Поле Способ следует заполнить, указав способ амортизации, который теперь должен применяться к объекту ОС. В табличное поле Основные средства мы вносим список основных средств, у которых хотим изменить способ отражения расходов по амортизации. После проведения документ формирует записи по следующим регистрам (рис. 9.59). Рис. 9.59. Результата проведения документа Изменение способа отражения расходов по амортизации ОС В регистре сведений Способы отражения расходов по амортизации ОС (бухгалтерский учет) делается запись о новом способе, применяемом для объекта ОС. В регистре сведений Способы отражения расходов по амортизации ОС (налоговый учет) так же делается запись о новом способе отражения расходов. В регистре сведений События ОС организаций делается запись о событии, приведшем к изменению способа отражения расходов по амортизации. Обратите внимание на то, как выглядит регистр сведений Способ отражения расходов по амортизации ОС (бухгалтерский учет) (рис. 9.60). Рис. 9.60. Движения документа Изменение способа отражения расходов по амортизации ОС по регистру Способы отражения расходов по амортизации ОС (бухгалтерский учет) Обратите внимание на то, что по объекту ОС Кондиционер с регистре наблюдается две записи. Первая была сделана при принятии объекта к учету при вводе начальных остатков по ОС. Вторая была сделана с помощью вышерассмотренного документа. При начислении амортизации в конце мая 2009 года амортизация попадет на счет 26. А вот начиная с июня 2009 она будет попадать на счет 20. 9.8. Восстановление (модернизация) ОСПосле того, как ОС принято к учету, оно может подвергнуться операциям восстановления - таким, как ремонт, модернизация, реконструкция. В соответствии с ПБУ 6/01, "Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств." В соответствии с ст. 257 НК РФ, "Первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям." В 1С:Бухгалтерии предусмотрено автоматизированное отражение в учетной системе операций по модернизации ОС. Модернизация основных средств предусматривает добавление им новых свойств или улучшение существующих. Модернизация требует определенных затрат, которые обычно включают в первоначальную стоимость основного средства. При модернизации может измениться не только первоначальная стоимость объекта ОС, но и срок его полезного использования и другие показатели. Не следует путать модернизацию и ремонт. При ремонте - даже сложном и дорогом - стоимость ремонта не включают в стоимость ОС, относя ее на расходы организации. Для отражения в учете операций по модернизации ОС применяется документ Модернизация ОС (ОС > Модернизация ОС). Рассмотрим пример. 1.02.2009 модернизирован лазерный принтер. Он был оснащен комплектом дополнительного оборудования стоимостью 12980 руб. Благодаря комплекту дополнительного оборудования принтер приобрел новые качества - повысислась скорость работы, появилась возможность автономной работы принтера в Ethernet-сети. Комплект оборудования приобрели у поставщика ООО "Технодрайв" по накладной №35 от 1.02.2009. Поставщик выписал счет-фактуру №38 от 1.02.2009. Для начала нам нужно оформить документ Поступление товаров и услуг на приобретенный комплект оборудования (Покупка > Поступление товаров и услуг). Создавая документ, следует выбрать вид операции документа как Объекты строительства. На рис. 9.61 вы можете видеть форму документа с заполненной вкладкой Оборудование. Мы уже заполняли подобный документ, поэтому здесь мы не будем рассматривать подробности. Рис. 9.61. Документ Поступление товаров и услуг, вкладка Оборудование Помимо вкладки Оборудование нам нужно еще ввести данные счета-фактуры на вкладке Счет-фактура. Поступивший объект будет принят к учету следующими записями: Проводим документ и переходим к следующему этапу нашей работы - к заполнению документа Модернизация ОС (ОС > Модернизация ОС). Документ имеет шапку и две табличные части - Основные средства и Бухгалтерский и налоговый учет. Рассмотрим особенности заполнения шапки и табличной части Основные средства (рис. 9.62). Рис. 9.62. Документ Модернизация ОС, вкладка Основные средства - начальное заполнение Реквизит шапки документа Событие мы заполним, выбрав событие Модернизация ОС (тип события - Модернизация). В поле Объект следует ввести объект строительства, который мы ранее принимали к учету. Вкладка Основные средства должна содержать данные об основных средствах, которые подвергаются модернизации. В нашем случае это лишь одно основное средство - Принтер лазерный с инвентарным номером 000000003. Заполнение этого поля производится следующим образом. В первую очередь нужно создать новую строку - самостоятельно, или воспользовавшись кнопкой Подбор, в которой надо указать объект ОС, подвергающийся модернизации. После этого в новой строке таблицы окажется заполненным лишь первый столбец - поля Основное средство и Инв. №. Прежде чем заполнять остальные поля, нужно заполнить вкладку Бухгалтерский и налоговый учет (рис. 9.63). Рис. 9.63. Документ Модернизация ОС, вкладка Бухгалтерский и налоговый учет Для того, чтобы система автоматически заполнила эти вкладки, нужно нажать на кнопку Рассчитать суммы. При необходимости можно отредактировать заполненные поля, нас устроит автоматическое заполнение. Заполнив вкладку Бухагалтерский и налоговый учет, возвращаемся на вкладку основные средства и выполняем команду Заполнить > Для списка ОС (рис. 9.64). Рис. 9.64. Документ Модернизация ОС, вкладка Основные средства Автоматически заполненные параметры нас так же устраивают. Если бы, например, срок полезного использования объекта увеличился - это нужно было бы отразить в поле Новый срок исп. (БУ), при изменении других параметров следовало бы изменить соответствующие поля. Проведем документ и посмотрим, какие движения он сформировал (рис. 9.65). Рис. 9.65. Результат проведения документа Модернизация ОС В бухгалтерском учете документ сформировал запись следующего вида: В налоговом учете - такую же запись, но по счетам налогового учета. По регистру сведений Параметры амортизации ОС (бухгалтерский учет) были сделаны записи о новой первоначальной стоимости объекта и о сроке полезного использования. По регистру сведений Параметры амортизации ОС (налоговый учет) была сделана запись о новом сроке полезного использования. В регистр сведений События ОС была сделана запись о модернизации объекта. В регистре накопления НДС по ОС, НМА сделаны три записи - первая запись - типа Расход, следующая - Приход, и еще одна - Расход. Обратите внимание на то, что увеличение стоимости ОС при модернизации повлияет на результаты начисления амортизации. 9.9. Инвентаризация ОССуществует множество ситуаций, когда проведение инвентаризации ОС в организации обязательно. Это, например, инвентаризация при смене материально-ответственных лиц, инвентаризация при выявлении фактов хищения ОС, обязательная инвентаризация, проводимая один раз в три года. Обычно инвентаризацией в организации занимается специальная инвентаризационная комиссия. Основная цель инвентаризации - сличить данные бухгалтерского учета и фактического наличия и состояния объектов основных средств. По результатам инвентаризации основные средства, которые числятся в учете, но не обнаружены фактически, должны быть списаны с учета. ОС, обнаруженные фактически, но не числящиеся в учете, нужно принять к учету. Для ввода в систему данных о результатах инвентаризации применяется документ Инвентаризация ОС (ОС > Инвентаризация ОС). Сразу хочется отметить, что данный документ может выводить следующие печатные формы: Приказ о проведении инвентаризации (форма № ИНВ-22), Инвентаризационная ведомость (форма № ИНВ-1), Сличительная ведомость (форма № ИНВ-18). Приказ о проведении инвентаризации (форма № ИНВ-22). Инвентаризация производится на основании приказа (распоряжения, постановления) руководителя о проведении инвентаризации. В приказ входят сведения об инвентаризационной комиссии, о причине проведения инвентаризации, о дате начала и окончания инвентаризации. Форму ИНВ-22 можно сформировать, если заполнить вкладку Дополнительно документа (рис. 9.66). Рис. 9.66. Документ Инвентаризация ОС, вкладка Дополнительно Порядок работы с документом выглядит так. Сначала можно заполнить вкладку Дополнительно, распечатать Приказ о проведении инвентаризации и сохранить документ в базе, не проводя его. После проведения инвентаризации следует заполнить вкладку Основные средства (рис. 9.67) Рис. 9.67. Документ Инвентаризация ОС, вкладка Основные средства Документ можно заполнить автоматически, воспользовавшись одним из пунктов меню Заполнить. Сносить в документ сведения о фактическом наличии основных средств нужно вручную, проставляя галочку в поле Фактическое наличие для тех основных средств, фактическое наличие которых подтверждено инвентаризацией. После проведения, документ не формирует ни бухгалтерских ни налоговых проводок, не делает записей в регистрах. Основная ценность документа Инвентаризация ОС заключается в том, что на его основе (то есть - по результатам инвентаризации) можно создать следующие документы:
9.10. Выбытие ОСВ соответствии с ПБУ 6/01, стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. В частности, причиной для выбытия основных средств могут быть:
В бухгалтерском учете (в соответствии с ПБУ 6/01) и в налоговом учете (в соответствии с гл. 25 НК РФ) предусмотрены различные правила признания доходов и расходов, возникающих при выбытии ОС. Так, в бухгалтерском учете, если списание объекта основных средств производится в результате его продажи, то выручка от продажи принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре. Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов. Общая схема записей по счетам бухгалтерского учета при списании ОС выглядит следующим образом: сначала первоначальная стоимость объекта и сумма накопленной амортизации списываются на счет 01.09 "Выбытие основных средств", после этого, в зависимости от вида операции, остаточную стоимость объекта относят либо на счет 91 "Прочие доходы и расходы" (при реализации, передаче ОС), либо на счет 99 "Прибыли и убытки" (при стихийных бедствиях). Если списывают и демонтируют объект, по которому начислено 100% амортизации, к учету можно принять материалы, оставшиеся от объекта (Д10 К91) в качестве прочих доходов, а расходы по демонтажу - в качестве прочих расходов (К91 Д60, 70 и т.д.) Для оформления операций по выбытию ОС в 1С:Бухгалтерии предусмотрено несколько документов: Подготовка к передаче ОС, Передача ОС, Списание ОС. Подготовка к передаче ОСПодготовка к передаче ОС (ОС > Подготовка к передаче ОС). Документ используется тогда, когда сделка по передаче ОС подлежит государственной регистрации, тогда, когда эта сделка длится достаточно долгое время, например, снятие объекта с учета производится в одном отчетном периоде месяце, а передача - в другом. То есть оказывается, что объект может не использоваться организацией, но числиться на ее балансе. Предположим, мы хотим подготовить к передаче в связи с продажей Кондиционер (инвентарный номер 000000002), операция производится 06.07.2009. На рис. 9.68 вы можете видеть форму документа Подготовка к передаче ОС. Рис. 9.68. Документ Подготовка к передаче ОС Реквизиты шапки документа заполняются вполне стандартными методами, а вот табличная часть Основные средства требует некоторых разъяснений. Эта табличная часть заполняется на основе информации по интересующему нас объекту ОС, хранящейся в системе. Для того, чтобы система могла автоматически заполнить эту табличную часть, с помощью кнопки Подбор следует выбрать ОС, которое мы хотим подготовить к передаче. Далее, нужно выполнить команду Заполнить > Для списка ОС. Рассмотрим, какими именно данными была заполнена таблица.
Поля, имеющие отношение к налоговому учету, в нашем случае заполнены аналогично соответствующим полям бухгалтерского учета, однако так будет не для всех объектов ОС. Проведем документ и посмотрим, какие движения он сформировал (рис. 9.69). Рис. 9.69. Результат проведения документа Подготовка к передаче ОС Документ сформировал в бухгалтерском учете следующие записи:
В налоговом учете сделаны похожие проводки. В регистрах сведений Начисление амортизации ОС (бухгалтерский учет) и Начисление амортизации ОС (налоговый учет) сделана запись о том, что амортизацию по данному объекту ОС больше начислять не надо. В регистре сведений События ОС организаций сделана запись о событии Подготовка к передаче для объекта Кондиционер. Передача ОСДокумент Передача ОС (ОС > Передача ОС) выполняет следующие действия:
Выше мы рассматривали документ Подготовка к передаче ОС. Фактически, документ Передача ОС способен заменить документ Подготовка к передаче ОС, он используется тогда, когда операции по выбытию ОС происходят в одном отчетном периоде (месяце). Документы Передача ОС и Подготовка к передаче ОС могут использоваться совместно. Рассмотрим пример передачи объекта ОС Кондиционер, который в предыдущем разделе мы готовили к передаче. 02.03.2009 кондиционер выбывает. Его покупает у нашей организации ООО "Разработчик". Реализация проходит в рамках Договора №1 от 02.03.2009, наша организация выставила счет-фактуру №45 от 02.03.2009, кондиционер продан за 35000 руб, в т.ч. НДС 5338,98 руб. Сформируем документ Передача ОС (рис. 9.70). Рис. 9.70. Документ Передача ОС Рассмотрим заполнение реквизитов шапки документа:
В табличной части Основные средства записи делаются автоматически - на основе данных документа подготовки ОС к передаче. Вручную нужно заполнить поля Сумма - указав в этом поле сумму, за которую ОС реализовано, и %НДС, указав процентную ставку НДС. Проведем документ (кнопкой ОК), после этого откроем форму документа и введем информацию о счете-фактуре. Посмотрим, какие движения сформировал документ (рис. 9.71). Рис. 9.71. Результат проведения документа Передача ОС В бухгалтерском учете документ сформировал проводки следующего вида:
Была отражена выручка от реализации (в качестве прочих доходов), а НДС с реализации и остаточная стоимость списанного кондиционера была отражена в качестве расхода. В налоговом учете сделаны следующие записи:
Счет ПВ "Поступление и выбытие имущества, работ, услуг, прав" используется в налоговом учете для учета операций, соответствующих его названию. Списание ОСДокумент Списание ОС (ОС > Списание ОС) используют для списания основных средств, которые морально или физически устарели или подлежат ликвидации в связи с чрезвычайной ситуацией. Рассмотрим такой пример. Принтер Epson, который используется в администрации, пришел в негодность и должен быть списан с учета. Выполним команду ОС > Списание ОС, при заполнении документа (рис. 9.72) поступим так же, как мы поступали при заполнении документа Выбытие ОС. Рис. 9.72. Документ Списание ОС В поле Событие мы вносим событие Списание (вид события Списание) из справочника События с основными средствами. В поля Счет (БУ) и Счет (НУ) мы внесли записи о, соответственно, счетах 91.02 и 91.02.1. В соответствии с особенностями выбытия ОС здесь могут быть и другие счета. Соответственно, в полях Субконто (БУ) и Субконто (НУ) следует выбрать подходящие субконто, в нашем случае это Доходы (расходы) связанные с ликвидацией основных средств. В поле Причина следует ввести причину выбытия ОС, выбрав ее из соответствующего справочника. Табличная часть Основные средства заполняется в два приема. Сначала добавляют новый объект ОС (то есть в новой строке заполняют поля Основное средство и Инв. №) кнопкой Добавить (или кнопкой Подбор). Далее, по команде Заполнить > Для списка ОС, система заполняет оставшиеся поля строки табличной части данными по остаточной стоимости ОС, о начисленной амортизации и об амортизации за текущий месяц, которую нужно доначислить. При формировании данного документа доступна печать формы № ОС-4 - эта форма используется для формировании акта о списании объекта ОС. Проведем документ и посмотрим, какие записи он сформировал в учете (рис. 9.73). Рис. 9.73. Результат проведения документа Списание ОС Документ сформировал следующие записи в бухгалтерском учете:
ВыводыВ данной лекции мы рассмотрели операции, касающиеся учета ОС в 1С:Бухгалтерии. Наша следующая лекция посвящена учету нематериальных активов. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |