Главная » 2014 » Июнь » 26 » Самоучитель по 1C:Бухгалтерии 8.3 - Урок 9
05:30
Самоучитель по 1C:Бухгалтерии 8.3 - Урок 9

Сейчас вы узнаете: ознакомиться с особенностями организации учета основных средств в 1С:Бухгалтерии.

9.1. Основные положения

Учет ОС в 1С:Бухгалтерии построен на основе ПБУ 6/01 "Учет основных средств" и сопутствующих нормативных документов.

Жизненный цикл объекта основных средств в организации выглядит следующим образом:

  • Учет приобретения или создания основного средства. На данном этапе важен учет вложений в основное средство, расчет его первоначальной стоимости.
  • Принятие объекта ОС к учету. Когда первоначальная стоимость объекта ОС сформирована, он подготовлен к работе, его принимают к учету для последующего использования.
  • Учет амортизации объектов ОС. На объект ОС начисляют амортизацию, распределяя их первоначальную стоимость по периодам полезного использования в соответствии с выбранным способом амортизации.
  • Учет перемещения объектов ОС. Объекты ОС могут перемещаться из одних подразделений организации в другие - эти перемещения следует правильно отражать в учете.
  • Учет модернизации объектов ОС. При модернизации свойства ОС улучшаются, они приобретают новые возможности.
  • Переоценка объектов ОС. Объекты ОС - это объекты, которые обычно используют в течение нескольких лет. В процессе эксплуатации объекта может оказаться, что его стоимость меняется - при капитальном ремонте, достройке или дооборудовании, в ходе переоценки с целью приведения информации о стоимости объектов ОС к современному состоянию. В ходе переоценок меняется стоимость объектов, это так же нуждается в отражении в учете.
  • Инвентаризация объектов ОС. Инвентаризация - это сверка фактического наличия и состояния объектов ОС с данными бухгалтерского учета. Объекты ОС, как и другие ценности, периодически нуждаются в инвентаризации.
  • Выбытие объектов ОС. Жизненный цикл основных средств в организации заканчивается их выбытием. Выбытие основных средств происходит по разным причинам. Это может быть моральное и физическое устаревание, продажа основного средства другой организации, передача в качестве вклада в уставный капитал. Выбытие объектов ОС так же требует отражения в учете.

Как видите, учет основных средств весьма многогранен. Начнем его описание с раскрытия особенностей учета вложений в основные средства, формирования их первоначальной стоимости.

9.2. Учет приобретения или создания ОС

Для учета вложений во внеоборотные активы, то есть - для учета затрат, формирующих первоначальную стоимость основных средств, используется счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", рис. 9.1.



Рис. 9.1.  Счет 08 "Вложения во внеоборотные активы"

Аналитический учет по счету 08 и его субсчетам организован в разрезах отдельных объектов строительства (Субконто 1) и статей затрат (Субконто 2). Для некоторых субсчетов заведены субконто Номенклатура (Субконто 1), Партии (Субконто 2 - в том случае, если в организации применяется партионный учет) и Склады (Субконто 3).

Для учета оборудования, которое требует монтажа, используется счет 07 "Оборудование к установке". На этом счете учет ведется в разрезе номенклатурных позиций (Субконто 1), партий (Субконто 2) и складов (Субконто 3). Рассмотрим схемы бухгалтерских записей по основным средствам в зависимости от способов поступления в организацию и от особенностей ОС.

Общие схемы бухгалтерских записей по учету приобретения или создания ОС

Если организация приобретает основное средство, не требующее монтажа, это отражается следующим образом:

Д08 К60 - На стоимость объекта ОС без НДС
Д19 К60 - НДС
Д01 К08 - Принят к учету объект ОС по первоначальной стоимости

Если организация приобретает ОС, требующее монтажа, это отражается так:

Д07 К60 - На стоимость объекта ОС без НДС
Д19 К60 - НДС
Д08 К07 - Передача объекта ОС для монтажа
Д08 К60 - Приняты к учету монтажные работы, произведенные сторонней организацией
Д19 К60 - НДС по монтажным работам
Д08 К10 - Списаны материалы, требующиеся для монтажа
Д08 К70 - Начислена заработная плата работникам организации, участвующим в монтаже
Д08 К69 - Отчисления на социальные нужды
Д01 К08 - Принят к учету объект ОС по первоначальной стоимости

При строительстве объекта ОС с использованием услуг сторонних организаций может использоваться следующая схема записей:

Д08 К60 - Приняты к учету работы по постройке ОС
Д19 К60 - НДС
Д01 К08 - Принят к учету объект ОС

При строительстве объектов ОС, требующих монтажа, с использованием услуг сторонней организации их принятие к учету будет выглядеть так:

Д07 К60 - Приняты к учету работы по постройке ОС, которое требует последующего монтажа
Д19 К60 - НДС
Д08 К07 - ОС сдано в монтаж
Д08 К60, 10, 70 и т.д. - Отражены затраты на монтаж, в т.ч. оплата услуг сторонних организаций, израсходованные материалы, заработная плата и т.д.
Д19 К60 - НДС при использовании услуг сторонних организаций в монтаже
Д01 К08 - Принят к учету объект ОС

При строительстве объекта ОС собственными силами на счете 08 собирают затраты на создание объекта ОС, которые, в итоге, дают его первоначальную стоимость, по которой он и принимается к учету.

Рассмотрим порядок работы в 1С:Бухгалтерии при принятии к учету нового объекта ОС.

Приобретение ОС

Как вы сможете убедиться далее, для работы с ОС предусмотрено множество специализированных документов. Однако, такая важная операция, как приобретение объекта ОС, оформляется с помощью обычного документа, используемого для учета поступления товаров и услуг. Подробности о приобретении товаров и услуг мы рассмотрим в одной из следующих лекций, а сейчас мы рассмотрим вопросы приобретения в части, важной для работы с ОС.

Рассмотрим следующий пример:

16 января 2009 года в организацию от ООО "Технодрайв" поступил (Накладная №23 от 16.01.09) цветной лазерный принтер Epson стоимостью 47200 рублей, в т.ч. НДС 7200 рублей. Поставщик выписал счет-фактуру №21 от 16.01.09. Принтер оприходован на Основной склад по приходному ордеру №17 от 16.01.09.

Создадим новый документ Поступление товаров и услуг (Покупка > Поступление товаров и услуг). При создании нового документа выберем тип документа Оборудование. Вот как выглядит форма документа (рис. 9.2).



Рис. 9.2.  Форма документа Поступление товаров и услуг

Заполняем документ следующим образом:

В поле Контрагент вводим информацию о контрагенте (в нашем случае - ООО "Технодрайв"), в поле Договор - договор, соответствующей данной поставке. Информацию о договоре в такой операции можно ввести по нажатию кнопки с тремя точками после заполнения поля Контрагент (рис. 9.3).


Рис. 9.3.  Ввод информации о договоре с поставщиком

Теперь нужно заполнить вкладку Оборудование. Создадим новую стоку табличной части Оборудование и введем информацию о приходуемом принтере.

Надо отметить, что в справочнике Номенклатура предусмотрена специальная номенклатурная группа для хранения в ней информации об объектах основных средств. Для того, чтобы к приходуемому на склад основному средству были применены правильные настройки, касающиеся, в частности, счетов учета, его нужно разместить в группе Оборудование (объекты основных средств), рис. 9.4.



Рис. 9.4.  Ввод информации о купленном принтере в справочник Номенклатура, в группу Оборудование

Когда только что созданная и размещенная в нужной группе номенклатурная позиция будет выбрана в соответствующей позиции строки таблицы - некоторые данные - в частности - счета учета - будут заполнены автоматически. Другие данные нужно заполнить в соответствии с поступившим в организацию договором. Вот как выглядит наш документ на данном этапе заполнения (рис. 9.5).



Рис. 9.5.  Ввод информации о принтере в документе

Обратите внимание на то, что, заполняя документ, нужно настроить информацию о ценах и валюте, применяемых в документе. Мы сделали это, выбрав тип цен при заполнении параметров договора с поставщиком. Так же это можно сделать, нажав кнопку Цены и валюта, которая расположена в панели инструментов документа и выставив в появившемся окне нужные параметры (рис. 9.6). В нашем случае всё уже установлено так, как нужно. А нас здесь, в частности, интересует вид цены (Договорная (с НДС)) и способ расчета НДС. Выбран такой способ расчета, который выделяет НДС из полной стоимости документа.



Рис. 9.6.  Окно настройки параметров валюты и цены

Теперь перейдем на вкладку Дополнительно и введем информацию о приходном ордере, которым принтер оприходован на склад и о лице, ответственном за операцию (рис. 9.7).



Рис. 9.7.  Ввод данных о приходном ордере во вкладку Дополнительно

На вкладке Счета учета расчетов должны быть указаны счета 60.01 и 60.02.

Теперь решим вопрос со счетом-фактурой. Так как мы получили счет-фактуру, перейдем на вкладку Счет-фактура (рис. 9.8).



Рис. 9.8.  Заполнение вкладки счет-фактура

Здесь мы установили флажок Предъявлен счет-фактура и заполнили поля Номер входящего счета-фактуры и Дата входящего счета-фактуры.

Эта вкладка заполняется в том случае, если счет-фактура поступает вместе с товаром. Если, например, счет-фактура поступила позже или счетов-фактур несколько - нужно воспользоваться ссылкой Ввести счет-фактуру.

Из формы документа Поступление товаров и услуг мы можем распечатать несколько печатных форм (нажимая на кнопку Печать и выбирая нужные документы). В частности, это следующие:

  • ТОРГ-12 (Товарная накладная за поставщика с услугами);
  • ТОРГ-4 (Акт о приемке товара без счета поставщика);
  • М-4 (Приходный ордер);
  • ОС-14 (Акт о приеме оборудования);
  • Расчет-справка при расчетах в условных единицах;
  • Приходная накладная;

Заполнение документа завершено, сохраним и проведем его, нажав на кнопку ОК.

Надо отметить, что проведение подобных документов (так же, как, например, проведение ПКО и РКО) производится после того, как на выведенных печатных формах будут "собраны" необходимые подписи и печати. Мы, для того, чтобы не отвлекаться от изложения, касающегося особенности обработки операций в 1С:Бухгалтерии, не будем заострять внимание на этих деталях, однако вам следует учитывать, что при ведении учета, например, в подобном случае, вы сначала заполните документ (после поступления оборудования и сопроводительных документов - накладной, приложенной к ней счета-фактуры), запишите его, потом, вероятнее всего, распечатаете форму ОС-14, и уже после того, как объект будет принят на складе - операцию можно зафиксировать в учете проведением документа.

Посмотрим, как наш документ повлиял на состояние учета, нажав кнопку Дт/Кт в панели инструментов списка документов. На рис. 9.9 вы можете видеть проводки, которые документ сформировал в бухгалтерском учете.



Рис. 9.9.  Проводки, сформированные в бухгалтерском учете при поступлении объекта ОС

В бухгалтерском учете сформированы проводки следующего вида:

Д08.04 К60.01 40000 руб. - на сумму стоимости оборудования;
Д19.01 К60.01 7200 руб. - на НДС входящий;

В налоговом учете документ сформировал следующую запись (рис. 9.10).



Рис. 9.10.  Проводки, сформированные в налоговом учете при поступлении объекта ОС

Здесь была сформирована лишь одна проводка:

Д08.03 КПВ 40000 руб. - на сумму поступившего оборудования

ПВ - это счет плана счетов, используемого для организации налогового учета. Он называется "Поступление и выбытие имущества, работ, услуг".

Как видно из вкладок, расположенных в окне обработки, выводящей сведения о движениях документа, он формирует движения по следующим регистрам:

  • НДС по партиям запасов;
  • НДС по ОС, НМА;
  • НДС предъявленный;
  • НДС расчеты с поставщиками;

Все эти регистры используются для учета Налога на добавленную стоимость. Рассмотрим, как движения документа выглядят в регистре НДС по ОС, НМА (рис. 9.11)



Рис. 9.11.  Движения по регистру НДС по ОС, НМА

После того, как мы отразили поступление основного средства на склад, мы готовы к тому, чтобы принять его к учету. Однако, на практике поступление основных средств нередко сопровождается дополнительными расходами, которые могут быть связаны, например, с консультационными услугами. Рассмотрим включение в первоначальную стоимость объекта ОС, которая формируется на счете 08.04 дополнительных расходов по его приобретению.

Дополнительные расходы

Продолжим наш пример.

При покупке принтера организации были оказаны консультационные услуги ООО "Консультант". Стоимость услуг отражена в договоре №1 от 16.01.09 и составила 1180 рублей, в т.ч. НДС 180 рублей. Организации так же выписана счет-фактура № 20 от 16.01.09.

Для оформления дополнительных расходов на приобретение основного средства существует специальный документ - Поступление доп. расходов. Его можно ввести "вручную", как отдельный документ (Покупка > Поступление доп. расходов) и указать при его заполнении документ о поступлении оборудования, к которому относятся дополнительные расходы. Удобнее ввести этот документ на основании уже введенного документа Поступление товаров и услуг. На рис. 9.12 вы можете видеть форму документа Поступление доп. расходов, часть реквизитов которой заполнена автоматически при вводе.



Рис. 9.12.  Автоматически заполненные реквизиты документа Поступление доп. расходов

Некоторые из реквизитов этого документа уникальны и ранее не встречались нам. Рассмотрим порядок заполнения этого документа, перечислив реквизиты, которые следует отредактировать.

Контрагент - в это поле по умолчанию введен тот же самый контрагент, у которого мы приобрели оборудование. В нашем же случае дополнительные услуги оказаны другой организацией, поэтому в данном поле мы указываем ООО "Консультант". Напомним - если в базе данных нет нужного контрагента или любого другого объекта, необходимого для заполнения того или иного документа, справочника - его необходимо создать в процессе заполнения.

Способ распределения - это поле позволяет задавать способ распределения стоимости дополнительных услуг среди товаров (в нашем случае - единиц оборудования), перечисленных в табличной части Товары. Здесь можно выбрать два варианта - По стоимости и По количеству. При выборе первого варианта величина дополнительных расходов распределяется между объектами пропорционально стоимости этих объектов, во втором - пропорционально количеству. Понятно, что эта установка имеет смысл лишь тогда, когда в табличном поле Товары есть несколько наименований. Если в поле присутствуют несколько объектов, которые имеют различную стоимость (например, принтер за 50000 руб. и станок за 500000 руб.) и мы хотим отнести на эти объекты дополнительные расходы в размере 100000 руб. - разумнее будет использовать метод По стоимости, иначе стоимость более дешевого объекта окажется неоправданно завышенной. В любом случае, прежде чем применять тот или иной способ, следует постараться просчитать последствия его применения. Мы выберем в этом поле параметр По стоимости.

Ставка НДС - устанавливаем 18%;

Сумма НДС - будет рассчитано автоматически при вводе данных в поле Сумма расхода;

Сумма расхода - вводим в это поле 1180;

Договор - выбираем (или создаем) нужный договор;

Содержание - вводим содержание операции, в нашем случае - Консультационные услуги.

В табличной части Товары дается перечень объектов оборудования, на увеличение первоначальной стоимости которых мы хотим отнести дополнительные расходы. В нашем случае это поле заполнено автоматически, нам лишь остается указать, что сумма дополнительных расходов (поле Доп. расходы (сумма)) равна 1180 руб.

Вкладка Счета учета расчетов позволяет настраивать счета учета расчетов с контрагентами. В нашем случае используется субсчет 60.01 в качестве счета учета расчетов с контрагентом и субсчет 60.02 для учета авансов.

Вкладка Дополнительно позволяет задать ответственного за ввод операции;

Вкладка Счет-фактура заполняется при наличии счета-фактуры, выставленного контрагентом. В нашем случае счет-фактура имеется, поэтому мы заполняем данную вкладку следующим образом (рис. 9.13).



Рис. 9.13.  Документ Поступление доп. расходов, вкладка Счет-фактура

Теперь заполнение документа окончено. Нажмем кнопку ОК в его форме и посмотрим, какие движения он сформировал (рис. 9.14).



Рис. 9.14.  Движения документа Поступление доп. расходов

Для того, чтобы открыть это окно, можно воспользоваться уже знакомой вам кнопкой Дт/Кт в панели инструментов списка документов. Для того, чтобы открыть список документов Поступление доп. расходов можно пройти в меню Покупка > Поступление доп. расходов. Но не следует забывать, что данный документ мы ввели на основании документа Поступление товаров и услуг. Когда мы завершили ввод документа Поступление доп. расходов, мы, нажав ОК в его форме, снова оказались в форме списка документов Поступление товаров и услуг. Для того чтобы прямо из этой формы просмотреть документы, связанные с одним из документов, находящихся в форме, нужно выделить его и нажать на кнопку Структура подчиненности документа или выбрать соответствующий пункт в меню Действия. После этого появится окно, представляющее собой список подчиненных документов (рис. 9.15).



Рис. 9.15.  Структура подчиненности документа

Пользуясь этим окном, можно не только увидеть структуру подчиненности документов, но и выполнить с документами из списка некоторые действия. Так, если сделать двойной щелчок по строке документа - откроется его форма. Если воспользоваться пунктом контекстного меню Найти в списке (или соответствующей кнопкой) - будет открыто окно списка документов, отсюда можно проводить документы, отменять проведение, устанавливать пометки удаления. Команда Вывести для текущего позволяет вывести структуру подчиненности документа для выделенного документа.

Вернемся к рассмотрению движений документа Поступление доп. расходов. В бухгалтерском учете он сделал две записи:

Д08.04.Принтер лазерный цветной Epson К60.01 1000 руб. - На сумму дополнительных расходов, включенных в первоначальную стоимость оборудования;
Д19.04 К60.01 180 руб. - НДС с консультационных услуг.

Обратите внимание на аналитику, которая присутствует в записи по счету 08.04 - дополнительные расходы зачислены на счет учета стоимости лазерного принтера. Как видите, дополнительные расходы приходуются такими же записями, как и сам объект, который в будущем планируется принять в состав основных средств.

Движения документа в налоговом учете и по регистрам учета НДС так же похожи на движения вышерассмотренного документа c учетом, естественно, специфики налогового учета.

Теперь можно сказать, что первоначальная стоимость нашего принтера сформирована, он готов к принятию к учету как основное средство. В следующем разделе этой лекции мы примем его к учету. А теперь рассмотрим еще один характерный пример учета поступления объектов, которые в будущем планируется принять как объекты основных средств. Это - оборудование, требующее монтажа.

Приобретение ОС, требующего монтажа

Рассмотрим следующий пример.

20 января 2009 года в организацию от ООО "Технодрайв" поступили следующее оборудование для деревообработки (Накладная №24 от 20.01.2009):

  1. станок деревообрабатывающий стоимостью 188800 руб, в т.ч. НДС 28800 руб.
  2. монтажные приспособления для станка стоимостью 35400 руб., в т.ч. НДС 5400 руб.

Поставщик выписал счет-фактуру №25 от 20.01.2009. Оборудование оприходовано на Оптовый склад покупных товаров по приходному ордеру №18 от 20.01.09.

Оприходование поступившего оборудования мы проводим уже знакомым вам документом Поступление товаров и услуг (Покупка > Поступление товаров и услуг) с видом операции Оборудование.

Документ заполняется точно так же, как заполнялся документ по приемке оборудования не требующего монтажа за исключением одной очень важной детали. Номенклатурные позиции, которые хранятся в справочнике Номенклатура и вносятся в документ при заполнении табличной части Оборудование, должны быть записаны в справочник в группе Оборудование к установке (или в другой группе, в которой вы собираетесь хранить сведения об оборудовании к установке при условии верной настройки счетов учета). Для этой группы установлен следующий порядок учета (рис. 9.16).



Рис. 9.16.  Счета учета номенклатуры для группы Оборудование к установке

А именно, оборудование относят на счет 07 "Оборудование к установке", учет НДС ведется так же, как и при приемке оборудования сразу на счет 08.

На рис. 9.17 вы можете видеть документ с заполненной шапкой и вкладкой Оборудование.



Рис. 9.17.  Документ Поступление товаров и услуг, вкладка Оборудование

На рис. 9.18 вы можете видеть вкладку Дополнительно.



Рис. 9.18.  Документ Поступление товаров и услуг, вкладка Дополнительно

На рис. 9.19 показана вкладка Счет-фактура.



Рис. 9.19.  Документ Поступление товаров и услуг, вкладка Счет-фактура

Теперь можно сохранить и провести документ (кнопка ОК) и посмотреть (рис. 9.20), какие проводки он сформировал.



Рис. 9.20.  Документ Поступление товаров и услуг, проводки

В бухгалтерском учете сделаны записи вида Д07 К60 и Д19 К60 на стоимость оборудования и на НДС, соответственно, в налоговом учете сделаны лишь записи вида Д07 КПВ на стоимость оборудования. Записи выполнены в соответствии со строками табличной части Оборудование.

Документ сформировал движения по следующим регистрам:

  • НДС по партиям запасов;
  • НДС по ОС, НМА;
  • НДС предъявленный;
  • НДС расчеты с поставщиками;

Итак, оборудование принято на счет 07 и ждет монтажа. Рассмотрим оформление услуг монтажа, которые производит для нас сторонняя организация.

Монтаж ОС сторонней организацией

Продолжим пример, касающийся ОС, требующего монтажа.

21 января 2009 года оборудование (станок деревообрабатывающий и монтажные приспособления, принятые по накладной №24 от 20.01.2009) было передано для монтажа ООО "Монтажник".

Для того, чтобы отразить работы по монтажу основного средства, нам понадобится документ Передача оборудования в монтаж (ОС > Передача оборудования в монтаж).

Этот документ позволяет "собрать" стоимость отдельных объектов оборудования, монтажных приспособлений, комплектующих, в первоначальную стоимость основного средства.

Общий план изменений, вносимый в учет при монтаже, выглядит так. Оборудование перемещается со счета 07 на счет 08, превращаясь из оборудования, которое требует монтажа, в оборудование, которое готово к приемке в качестве основного средства. К тому же, услуги монтажа потребуют определенных затрат, которые будут включены в первоначальную стоимость будущего объекта ОС.

Рассмотрим форму документа Передача оборудования в монтаж, открытую после создания документа (рис. 9.21).



Рис. 9.21.  Документ Передача оборудования в монтаж, форма

Поле Объект строительства имеет особую важность в данном документе. Дело в том, что это именно то будущее основное средство, в первоначальную стоимость которого включается стоимость оборудования и комплектующих, переданного в монтаж. Поле Объект строительства заполняют из справочника Объекты строительства. Этот справочник содержит перечень объектов строительства, к которым, в частности, относятся ОС, требующие монтажа. Для их учета по умолчанию предназначен счет 08.03 "Строительство объектов основных средств", для учета НДС по ним - счет 19.08 "НДС при строительстве основных средств". Элементы справочника редактируются в списке.

На рис. 9.22 вы можете видеть только что созданный объект строительства Деревообрабатывающий станок и форму счетов учета (ее можно открыть из формы справочника командой Перейти > Объекты строительства организаций), здесь мы самостоятельно задали счета учета.


Рис. 9.22.  Создание элемента справочника Объекты строительства и записи регистра сведений Объекты строительства организаций

Поле Статья затрат заполняют, пользуясь справочником Статьи затрат, мы выберем из этого справочника элемент Материальные расходы.

Остальные реквизиты шапки уже знакомы вам, в нашем случае их можно оставить в том виде, в котором они были по умолчанию.

Теперь пришло время перечисления оборудования, которое мы используем для монтажа нашего объекта строительства. Это делается в табличной части Оборудование. Воспользуемся кнопкой Подбор этой табличной части и выберем нужные нам объекты (рис. 9.23).



Рис. 9.23.  Подбор элементов табличной части Оборудование

После заполнения документ можно провести, распечатать необходимые формы, в частности, это акт приемки-передачи оборудования ОС-15.

Посмотрим, какие движения и проводки сформировал наш документ (рис. 9.24).



Рис. 9.24.  Документ Передача оборудования в монтаж, проводки в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете сделаны проводки вида Д08.03 К07. Причем, со счета 07 списаны объекты "Монтажные приспособления" и "Станок деревообрабатывающий", принятые к учету 20.01.09, их стоимость указана автоматически. А на счет 08.03 эти ценности записаны по одним и тем же субконто, превратившись в единый объект Деревообрабатывающий станок.

В налоговом учете сделана похожая операция - со счета 07 объекты попали на счет 08.

В регистре НДС по партиям запасов (рис. 9.25) производится списание сумм НДС, который соответствует объектам, переданным в монтаж. Движения по регистру производятся со знаком "-".



Рис. 9.25.  Документ Передача оборудования в монтаж, движения по регистру НДС по партиям запасов

В регистре НДС по ОС, НМА произошли более интересные изменения (рис. 9.26).



Рис. 9.26.  Документ Передача оборудования в монтаж, движения по регистру НДС по ОС, НМА

В регистре видны две сторнировочные записи. Они выполнены в виде приходных (со знаком "+"), но с отрицательными суммами. Эти суммы относятся к ранее внесенным в этот регистр данным о принятых к учету объектах. Так же в регистре можно заметить одну обычную запись, которая, по сути, объединяет данные по станку и монтажным приспособлениям в новый объект - Деревообрабатывающий станок.

Продолжим рассмотрение примера. Так как монтаж производила сторонняя организация - нашей организации понадобится, по завершении работ, принять их и отразить в учете расходы на оплату услуг по монтажу.

После оказания и приемки услуг по монтажу основного средства организация - ООО "Монтажник" предъявила нашей организации счет на 8260 руб, в т.ч. НДС - 1260 руб (Договор №1 от 21.01.2009, Счет-фактура №27 от 21.01.2009). Составлен и подписан акт о приеме работ от 21.01.2009 №1.

Для ввода данных об услугах, которые оказаны сторонней организацией при монтаже объекта ОС, используется документ Поступление товаров и услуг с видом операции Объекты строительства. На рис. 9.27 вы можете видеть заполненный документ.



Рис. 9.27.  Документ Поступление товаров и услуг, вид операции - Объекты строительства

Этот документ позволяет включить в стоимость объектов строительства стоимость покупных товаров или услуг, затраченных на них. Заполнение документа вполне стандартно. На вкладке Объекты строительства мы заполняем информацию о расходах, которые хотим включить в первоначальную стоимость объекта ОС, учитываемого на счете 08.03.

Рассмотрим, какое воздействие наш документ оказал на регистры системы (рис. 9.28).



Рис. 9.28.  Документ Поступление товаров и услуг, результат проведения

Документ сформировал бухгалтерскую запись вида Д08.03 К60.01 - на сумму стоимости услуг по монтажу. Так же была сформирована запись Д19.08 К60.01 - на сумму НДС.

Теперь на счетах 08.03 "Строительство объектов основных средств" и 08.04 "Приобретение объектов основных средств" хранятся данные о первоначальной стоимости оборудования - принтера и деревообрабатывающего станка. Следующим шагом, который мы выполним, будет прием основных средств к учету.

9.3. Принятие объекта ОС к учету

Продолжим выполнение нашего примера. Рассмотрим следующую задачу, касающуюся лазерного принтера, "хранящегося" на счете 08.04.

27 января 2009 года лазерный принтер был введен в эксплуатацию. Был составлен акт о приеме-передаче основных средств по форме ОС-1, принтер был передан в подразделение организации Администрация. Материально-ответственным лицом назначен Юрьев Владимир Александрович. При вводе объекта в эксплуатацию установлена следующая информация по его амортизации:
  • Срок полезного использования: 5 лет;
  • Способ начисления амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета - линейный;

Для того, чтобы принять к учету основное средство, воспользуемся документом Принятие к учету ОС (ОС > Принятие к учету ОС). При создании документа можно выбрать один из трех его типов, которые различаются способами принятия ОС к учету:

  • Оборудование. Этот тип документа применяется при принятии учета оборудования, первоначальная стоимость которого сформирована на счете 08.04. Сейчас мы воспользуемся именно этим документом.
  • Объекты строительства. Этот документ можно использовать для принятия к учету объектов, данные о которых хранятся на счете 08.03
  • По результатам инвентаризации. Если объект ОС обнаружен в результате инвентаризации - он должен быть учтен в составе ОС, это можно сделать с помощью данного документа.

Создадим документ Принятие к учету ОС с типом Оборудование. На рис. 9.29 вы можете видеть его форму.



Рис. 9.29.  Документ Принятие к учету ОС

Рассмотрим особенности заполнения вкладки Основные средства.

В поле Оборудование следует указать (воспользовавшись справочником Номенклатура) оборудование, которое мы хотим принять к учету как основное средство. В нашем случае это Принтер лазерный цветной Epson.

В поле Склад нужно указать склад, на котором учитывается оборудование.

Счет (БУ) и Счет (НУ) так оставляем без изменений - ведь информация о первоначальной стоимости оборудования хранится именно на счете 08.04.

Табличная часть Основные средства содержит информацию об объектах ОС, которые мы будем принимать к учету. Мы введем сюда данные об одном объекте ОС - о лазерном принтере.

При вводе информации в это поле, нам понадобится создать элемент справочника Основные средства (выше мы сталкивались с ним, заполняя сведения о начальных остатках по ОС), рис. 9.30).


Рис. 9.30.  Форма элемента справочника Основные средства

Заполняя данные об ОС в нашем примере можно ограничиться заполнением вкладки Основные сведения (мы не стали заполнять ее подробно, ведь наш пример - учебный, а вот для реального ведения учета лучше всего заполнить данные максимально подробно) - большая часть важных подробностей об учете объекта будет задана при заполнении и проведении документа Принятие к учету ОС и отражена среди данных элемента справочника.

На рис. 9.31 вы можете видеть документ Принятие к учету ОС с заполненной вкладкой Основные средства.



Рис. 9.31.  Документ Принятие к учету ОС, вкладка Основные средства

Обратите внимание на поле Инв. №. По умолчанию оно устанавливается равным коду элемента справочника Основные средства. При необходимости его можно вручную изменить на другой номер. Это может быть нужно в том случае, если в вашей организации действует особый порядок назначения инвентарных номеров объектам ОС.

Теперь рассмотрим заполнение вкладки Общие сведения. На рис. 9.32 приведена уже заполненная вкладка.



Рис. 9.32.  Документ Принятие к учету ОС, вкладка Общие сведения

Справочник События с основными средствами содержит наименования событий с основными средствами. При установленной галочке Ввести в эксплуатацию одновременно с принятием к учету он содержит единственное событие - Принятие к учету с вводом в эксплуатацию.

Поле Способы отражения расходов по амортизации (погашению стоимости) позволяет выбрать способ учета амортизации. Выбор способов учета амортизации ведется из справочника Способы отражения расходов по амортизации (погашению стоимости). Выше, вводя начальные остатки по ОС, мы уже встречались с этим справочником, в нем уже есть элемент, который нас устроит - способ учета амортизации объектов ОС на счете 26, что соответствует месту использования объекта ОС - подразделению Администрация.

Теперь укажем подробности об отражении объекта в бухгалтерском и налоговом учете. На рис. 9.33 вы можете видеть заполненную вкладку Бухгалтерский учет.



Рис. 9.33.  Документ Принятие к учету ОС, вкладка Бухгалтерский учет

Рассмотрим заполнение реквизитов группы Общие сведения.

В поле Порядок учета можно выбрать один из следующих параметров:

  • Начисление амортизации;
  • Начисление износа;
  • Списание при принятии к учету;
  • Отражение в составе МПЗ;
  • Стоимость не погашается;

При выборе того или иного параметра меняется состав реквизитов на вкладке для того, чтобы настроить особенности принятия учету, характерные для выбранного порядка учета. В соответствии с условием нашего задания мы выбрали здесь параметр Начисление амортизации.

Поле Подразделение содержит наименование подразделения, в котором будет эксплуатироваться ОС, в наше случае это Администрация.

В поле Способ поступления запишем значение Приобретение за плату;

В поле МОЛ (материально-ответственное лицо) выберем Юрьева Владимира Александровича. Выбор ведется из справочника Физические лица.

В поле Счет учета по умолчанию указан счет 01.01 "Основные средства в организации", этот счет нас устроит.

Рассмотрим заполнение реквизитов группы Параметры начисления амортизации.

Счет начисления амортизации: 02.01 "Амортизация основных средств, учитываемых на счете 01".

Флаг Начислять амортизацию нужно установить для того, чтобы на ОС начислялась амортизация;

Поле Способ начисления амортизации позволяет выбрать из следующих способов:

  • Линейный способ;
  • Способ уменьшаемого остатка;
  • По сумме чисел лет срока полезного использования;
  • Пропорционально объему продукции (работ);
  • По единым нормам амортизационных отчислений;
  • По единым нормам амортизационных отчислений (на 1000 км. пробега);

Мы, в соответствии с условием, выберем Линейный способ.

В поле Срок полезного использования (в месяцах) мы введем 60 (5*12=60), что соответствует 5 годам полезного использования;

Поле График амортизации по году мы не заполняем. Оно может понадобиться для объектов ОС, которые имеют сезонный или другой неравномерный порядок использования. Это поле заполняется из справочника Годовые графики амортизации ОС. Элемент справочника (рис. 9.34) содержит данные о коэффициентах распределения амортизационных отчисления по месяцам.


Рис. 9.34.  Справочник Годовые графики амортизации ОС

Заполнив вкладку Бухгалтерский учет перейдем к заполнению вкладки Налоговый учет (рис. 9.35).



Рис. 9.35.  Документ Принятие к учету ОС, вкладка Налоговый учет ОС

Заполнение этой вкладки похоже на заполнение вкладки Бухгалтерский учет, однако здесь есть некоторые тонкости. Ведь эта вкладка нужна лишь для учета расходов организации для целей налога на прибыль, поэтому здесь, например, нет информации о материально-ответственном лице.

В группе параметров Общие сведения нам предлагают заполнить поля Счет учета (в нашем случае - 01.01) и Порядок включения стоимости в состав расходов. Это поле может содержать одно из трех значений, выбор которых влияет на состав параметров вкладки Налоговый учет:

  • Начисление амортизации;
  • Включение в расходы при принятии к учету;
  • Стоимость не включается в расходы;

Мы выбираем параметр Начисление амортизации.

В группе Параметры начисления амортизации мы заполняем следующие реквизиты:

Счет начисления амортизации: 02.01

Флаг Начислять амортизацию - установлен

Поле Специальный коэффициент: 1.00

Флаг Включить амортизационную премию в состав расходов не устанавливаем. В соответствии с НК РФ организация может отнести часть стоимости ОС, введенного в эксплуатацию, на расходы отчетного периода.

После заполнения этого документа можно распечатать форму ОС-1, после подписания которой документ можно провести. Рассмотрим проводки, которые сформированы документом (рис. 9.36).



Рис. 9.36.  Результат проведения документа Принятие к учету ОС

Просмотров: 8280 | Добавил: arlmebupmdsj | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar