Главная » 2014 » Июнь » 25 » Самоучитель по 1C:Бухгалтерии 8.3 Урок 5
19:41
Самоучитель по 1C:Бухгалтерии 8.3 Урок 5

Сейчас вы узнаете: ознакомиться с особенностями организации учета кассовых операций в 1С:Бухгалтерии.

5.1. Общие положения

Для учета кассовых операций в Плане счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 50 "Касса". К нему открывают субсчета, которые используются в бухгалтерских записях, детализируя конкретные виды касс, используемые в организации.

По умолчанию (рис. 5.1) к счету 50 открывают субсчета 50.01 "Касса организации", 50.02 "Операционная касса", 50.03 "Денежные документы". Предусмотрены здесь и субсчета для организации учета иностранной валюты - это 50.21 "Касса организации (в валюте)" и 50.23 "Денежные документы (в валюте)".



Рис. 5.1.  План счетов: Счет 50, субсчета, субконто

В качестве субконто счет 50 и большинство его субсчетов используют субконто "Статьи движения денежных средств". При создании кассовых документов, в первую очередь, система запрашивает выбор статьи движения денежных средств.

Основным нормативным актом, который достаточно подробно регулирует особенности оформления и учета кассовых операций в организации, является "Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации", утвержденный решением Совета Директоров ЦБ РФ 22.09.1993 №40.

Рассмотрим особенности приходования денежных средств в кассу и реализацию этого процесса в 1С:Бухгалтерии.

5.2. Поступление денежных средств в кассу организации

Поступление денежных средств в кассу организации оформляется приходным кассовым ордером. Сокращенно его принято называть ПКО. Форма ПКО утверждена в Постановлении Госкомстата от 18 августа 1998 г. № 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации". Там он называется: "Форма №КО-1". ПКО (его внешний вид мы рассмотрим чуть позже) состоит из двух частей - ордера и квитанции. При внесении денежных средств в кассу организации квитанция выдается внесшему их лицу, а ордер остается в организации.

Порядок движения ПКО по инстанциям организации, вкратце, выглядит следующим образом. Бухгалтер выписывает ПКО, на ПКО ставят печать организации, на нем расписывается главный бухгалтер (или другое уполномоченное лицо), после чего ордер передается кассиру, который проверяет реквизиты ордера, получает по нему деньги и выдает квитанцию лицу, внесшему деньги.

Бухгалтер и кассир в автоматизированном учете кассовых операций

Еще до того, как мы познакомимся с особенностями заполнения документа, который используется в 1С:Бухгалтерии, давайте рассмотрим вопрос разделения функций бухгалтера и кассира при автоматизированной обработке кассовых ордеров.

Бухгалтер может сформировать приходный кассовый ордер, распечатать его на принтере (для того, чтобы поставить на бумажной копии ордера необходимые подписи и печати) и передать кассиру. При этом бухгалтер, после формирования электронного документа, записывает его в системе, но не проводит - то есть - нажимает на кнопку Записать в форме документа и не трогает кнопку ОК. После того, как документ записан - он будет сохранен в базе данных, но не сформирует никаких движений по регистрам. То есть - документ будет, но никакого воздействия на состояние учета, на состояние бухгалтерских регистров, он не окажет. Когда кассир завершит работу с ПКО, получит по нему нужную сумму - он может отыскать документ в базе данных, открыть его и провести, нажав на кнопку Провести в форме документа.

Ну а если деньги по ПКО так и не будут внесены - документ так и останется записанным, но не проведенным, то есть на состояние учета он не повлияет.

Кстати, кассир, помимо вышеописанных манипуляций с ПКО, должен зарегистрировать ордер в кассовой книге (Ф №КО-4). 1С:Бухгалтерия берет на себя и формирование кассовой книги. Несмотря на то, что учет практически полностью автоматизирован, некоторые сведения - такие, как те же ПКО или листы кассовой книги - не доверены пока полностью электронике. Поэтому многое - в частности - листы кассовой книги, о которой мы поговорим ниже, приходится распечатывать, подшивать, хранить - как в обычной бухгалтерии.

Процедура обработки документов в каждой конкретной бухгалтерии может отличаться от стандартной. Кстати, это касается не только кассовых операций.

Оформление ПКО

Для того, чтобы открыть список документов для ПКО, нужно выполнить команду Касса > Приходный кассовый ордер. В появившемся окне списка нажмем на кнопку Добавить - отобразится окно для выбора вида документа (рис. 5.2).


Рис. 5.2.  Приходный кассовый ордер, Выбор вида операции документа

Ниже перечислены виды документов, по которым можно организовать прием денежных средств, а так же приведены примеры операций с бухгалтерскими записями, содержащими корреспонденцию счетов. Обратите внимание на то, что здесь и далее мы будем, в основном, показывать схематические проводки, которые при ведении учета будут преобразованы к более подробному виду. Например, в 1С:Бухгалтерии счет 50 в проводках не используется - он представлен в проводках своими субсчетами.

Таблица 5.1. Виды ПКО и хозяйственные операции
Вид документаХозяйственные операцииДК
1Оплата от покупателяПоступила выручка, полученная от реализации товаров, работ, услуг5062
2Прием розничной выручкиПриняты денежные средства из операционной кассы в кассу организации50.0150.02
3Возврат денежных средств подотчетникомСдан остаток подотчетной суммы наличными в кассу организации5071
4Возврат денежных средств поставщикомПолучены ранее уплаченные денежные средства от поставщика за недопоставленную продукцию5060
5Получение наличных денежных средств в банкеПолучены денежные средства в банке по чеку №___ для целей _____5051
6Расчеты по кредитам и займам с контрагентамиПолучены денежные средства в счет возврата коммерческого кредита5076
7Прочий приход денежных средствОприходована выручка от реализации ОС, материалов, НМА и т.д.5091, 76
В ходе инвентаризации выявлены излишки кассы, выявленные излишки оприходованы в кассу5091
Получены денежные средства от сотрудников организации в счет возмещения ущерба от материально-ответственных лиц, выплаты за услуги и т.д.5073

Рассмотрим небольшой пример. 16.01.2009 в кассу организации поступили наличные денежные средства с расчетного счета в сумме 10000 рублей.

Для создаваемого ПКО выберем вид документа Получение наличных денежных средств в банке, откроется форма ПКО, которую нужно заполнить (рис. 5.3).



Рис. 5.3.  Приходный кассовый ордер, Получение наличных денежных средств в банке

Здесь мы заполняем реквизит Сумма - вводим 10000 рублей, на вкладке Реквизиты платежа устанавливаем следующие параметры:

Банковский счет:"Ростбанк" (Расчетный);
Счет учета:51
Статья движения ден. средств:Получение наличных денежных средств в банке (вид - Прочие поступлении денежных средств по текущей деятельности).

Напомним, что аналитический учет в разрезе счетов учета денежных средств (в частности, по счету 50 и его субсчетам) ведется по субконто Статья движения денежных средств (ДДС). Наличие данного аналитического разреза предназначено для автоматизированного заполнения Отчета о движении денежных средств (Форма №4). Каждый "денежный" документ вам придется снабдить информацией о статье ДДС. Если Форма №4 вашей организации по каким-то причинам не нужна - аналитику по счетам учета денежных средств лучше всего отключить (Предприятие > Настройка параметров учета, вкладка Денежные средства).

Вкладка Печать нужна для заполнения реквизитов, которые используются при печати документа. Для того, чтобы распечатать ПКО, нажмем на кнопку Печать. На экране (рис. 5.4) отобразится форма ПКО - та самая Форма №КО-1, о которой мы говорили выше.



Рис. 5.4.  Приходный кассовый ордер, печатная форма

Нажмем кнопку ОК в окне документа, он будет записан, проведен и отобразится в окне списка документов Приходные кассовые ордера.

Часто после того, как документ записан и проведен возникает необходимость в уточнении подробностей о его проведении. Например - для того, чтобы узнать, какие именно проводки сформировал этот документ, в какие именно регистры были сделаны записи. Напомним, что для того, чтобы узнать подробности о проведении документа, нужно выделить его и нажать на кнопку Результат проведения документа, которая расположена на панели инструментов окна списка документов. Результат нажатия этой кнопки вы видите на рис. 5.5.



Рис. 5.5.  Подробности о проведении документа

Причем, это окно дает не только данные о проводке, но и позволяет отредактировать ее вручную (установив соответствующую галочку), а так же получить полный отчет по проведению документа с подробной информацией обо всех движениях документа по регистрам. Для того, чтобы получить эту информацию, нажмите на кнопку Отчет по движениям документа в окне Результат проведения документа. Отчет по движениям документа отображает те же данные, которые отображаются в окне просмотра результатов проведения документа, однако, все они размещены на одном листе - это удобно для быстрого просмотра и для печати.

Ввод на основании

При заполнении ПКО и других кассовых документов (кстати, это касается вообще любых документов 1С:Бухгалтерии), очень удобно использовать механизм ввода на основании. Он позволяет ввести один документ на основании другого. Такой способ ввода документов выглядит вполне логичным - ведь документы довольно часто содержат повторяющуюся информацию и ее, эту информацию, вполне можно использовать.

Ввести ПКО можно на основании таких документов, как Счет на оплату покупателю, Реализация товаров и услуг, Отчет комиссионера о продажах, Отчет о розничных продажах.

ПКО и сам может послужить основанием для заполнения документа. Это могут быть документ Отражение начисления НДС, Расходный кассовый ордер, Счет-фактура выданный.

Теперь давайте рассмотрим выбытие денежных средств из кассы.

5.3. Выбытие денежных средств из кассы

Вышеописанное Постановление Госкомстата от 18 августа 1998 г. № 88 регламентирует форму Расходного кассового ордера (или РКО), с помощью которого оформляется выбытие денежных средств из кассы. Порядок работы с РКО несколько напоминает порядок работы с ПКО. Бухгалтер выписывает РКО, заботится о печати и подписи уполномоченного лица, а кассир лишь выдает деньги по расходному кассовому ордеру. Порядок автоматизации совместной работы бухгалтера и кассира при организации движения РКО так же схож с вышеописанным.

Для того, чтобы создать РКО, нужно выполнить команду: Касса>Расходный кассовый ордер. Появится окно списка расходных кассовых ордеров. Попытка добавить новый РКО вызовет, для начала, список видов документа, с которыми можно работать (рис. 5.6).


Рис. 5.6.  Выбор типа нового РКО

В таблице 5.2 приведены описания видов документов, примеры операций и бухгалтерские записи по учету тех или иных операций.

Таблица 5.2. Виды РКО и хозяйственные операции
Вид документаХозяйственные операцииДК
1Оплата поставщикуОплачены товары (услуги) поставщику наличными средствами6050
2Возврат денежных средств покупателюВозвращен аванс, ранее принятый у покупателя6250
3Выдача денежных средств подотчетникуВыданы денежные средства подотчетному лицу7150
4Выплата заработной платы по ведомостямВыплачена заработная плата по расчетно-платежной ведомости7050
5Выплата заработной платы работникуВыплачена заработная плата7050
6Взнос наличными в банкДенежные средства из кассы внесены на расчетный счет в банке5150
7Расчеты по кредитам и займам с контрагентамиВозвращен коммерческий кредит в денежной форме76, 6050
8Инкассация денежных средствБанк произвел инкассацию денежных средств5750
9Выплата депонированной заработной платыВыплачена депонированная заработная плата7650
10Прочий расход денежных средствИзрасходованы денежные средства на прочие целиРазные счета50

Выберем вид документа Оплата поставщику. Появится форма (рис. 5.7).



Рис. 5.7.  Заполнение РКО

Заполнение и порядок работы с этим документом практически полностью совпадает с порядком работы с ПКО. Так же заполняются реквизиты, вкладки, так же можно напечатать документ.

Выше мы говорили о том, что 1С:Бухгалтерия может автоматически формировать Кассовую книгу. Давайте познакомимся с этой возможностью программы поближе.

5.4. Кассовая книга

Кассовую книгу (Ф №КО-4) применяют для учета поступлений и выдач наличных денег в кассе. Законодательно заданы достаточно жесткие нормы ведения кассовых книг, их автоматизированное заполнение серьезно облегчает жизнь кассиров и бухгалтеров.

Так, ручное ведение кассовой книги заменяет отчет Кассовая книга, который состоит из двух частей. Первая часть отчета называется Вкладной лист кассовой книги. Он служит для формирования кассовой книги. Распечатанные листы брошюруются по мере необходимости или в определенные сроки, например, ежемесячно. Вторая часть называется Отчет кассира. Отчет содержит те же данные, что и вкладной лист. Кассир передает отчет с прилагающимися кассовыми документами в бухгалтерию.

Как уже было сказано, кассовая книга (Касса > Кассовая книга) в 1С:Бухгалтерии реализована в виде отчета (рис. 5.8).



Рис. 5.8.  Кассовая книга

5.5. Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов

Кассовые документы регистрируются в журнале приходных и расходных кассовых документов (Форма №КО-3). Причем, без применения автоматизации, регистрируются бухгалтером до того, как будут переданы в кассу. Журнал ведет бухгалтер.

В системе 1С:Бухгалтерия Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (Касса > Журнал регистрации кассовых документов) реализован в виде отчета (рис. 5.9).



Рис. 5.9.  Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов

В форме отчета есть две вкладки. На одной (Журнал документов) формируется журнал документов, на второй (Обложка) сформирована обложка Журнала.

Выводы

В этой лекции мы рассмотрели основные операции, которые бухгалтеру, совместно с кассиром, приходится выполнять при учете кассовых операций. Мы рассмотрели оформление ПКО, РКО, формирование кассовой книги и журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов, а так же - основные бухгалтерские записи по учету наличных денежных средств. Наша следующая лекция посвящена особенностям учета расчетов с подотчетными лицами в 1С:Бухгалтерии.

Просмотров: 15988 | Добавил: arlmebupmdsj | Рейтинг: 2.5/18
Всего комментариев: 0
avatar