Главная » 2014 » Июнь » 26 » Самоучитель по 1C:Бухгалтерии 8.3 - Урок 13
05:32
Самоучитель по 1C:Бухгалтерии 8.3 - Урок 13

Сейчас вы узнаете: ознакомиться с особенностями организации учета готовой продукции в 1С:Бухгалтерии.

13.1. Основные положения

В соответствии с ПБУ 5/01, готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).

Готовая продукция в 1С:Бухгалтерии учитывается на счете 43 "Готовая продукция". Выпуск готовой продукции учитывается по плановым ценам (эта особенность зафиксирована в учетной политике по умолчанию и изменению не подлежит), но у бухгалтера есть возможность указания - использовать ли счет 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" для учета выпуска готовой продукции. Мы этот счет не используем. Без счета 40 при списании плановой себестоимости продукции на счет 43 делается проводка вида Д43 К20 - на плановую себестоимость выпущенной продукции. Отклонения от плановой стоимости так же попадут на счет 43 - обычно их списывают в конце месяца (с помощью документа Закрытие месяца).

Прежде чем говорить о процедуре учета выпуска готовой продукции, нужно уточнить механизмы системы, которые позволяют влиять на особенности учета.

13.2. Параметры учетной политики, влияющие на особенности учета выпуска готовой продукции

Выше, описывая особенности настройки учетной политики, мы рассматривали вкладки окна настройки учетной политики (Предприятие > Учетная политика > Учетная политика организаций). Некоторые из параметров, поддающихся настройке на этих вкладках, напрямую влияют на учет выпуска готовой продукции.

Рассмотрим эти вкладки подробнее

Так, вкладка Бухгалтерский учет (рис. 13.1) имеет параметр Используется метод "директ-костинг".


Рис. 13.1.  Окно Учетная политика организаций, вкладка Бухгалтерский учет

Если активировать этот параметр, общехозяйственные расходы, которые в течение месяца аккумулируются на счете 26 "Общехозяйственные расходы", по окончании месяца будут списаны на счет 90.08 "Управленческие расходы". Для этого используется бухгалтерская запись следующего вида: Д90.08 К26.

Мы вышеописанный параметр активировать не будем. Здесь следует пояснить, что расходы, собранные на счете 26, так или иначе попадут на счет 90. Если параметр активировать - это произойдет напрямую, если нет - расходы со счета 26 будут списаны на счет 20 (Д20 К26), оттуда попадут на счет 43 (Д43 К20), и уже после реализации готовой продукции окажутся на счете 90 (Д90 К43).

Перейдем на вкладку Производство, Счета 20,23 (рис. 13.2)


Рис. 13.2.  Окно Учетная политика организаций, вкладка Производство, Счета 20, 23

Здесь можно настроить особенности учета распределения расходов основного (учет на счете 20 "Основное производства") и вспомогательного (счет 23 "Вспомогательные производства") производств. В данный момент нас интересует параметр, задающий распределение прямых расходов в бухгалтерском и налоговом учете для продукции (он называется Для продукции). Здесь установлен параметр По плановой себестоимости выпуска. То есть - базой распределения прямых расходов является плановая себестоимость выпуска.

Ниже мы уточним механизмы системы, которые позволяют задавать плановые цены.

Вкладка Счета 25, 26 (рис. 13.3) позволяет настроить особенности закрытия счетов 25 "Общепроизводственные расходы" (в 1С:Бухгалтерии принято сокращенное название ОПР) и 26 "Общехозяйственные расходы" (ОХР).



Рис. 13.3.  Окно Учетная политика организаций, вкладка Производство, Счета 25, 26

На этой вкладке есть ссылка - Методы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Она позволяет открыть окно регистра сведений Методы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Регистр является периодическим - можно задавать различные способы распределения расходов для различных периодов. В нашем случае в регистр внесена лишь одна запись. В этой записи заполнены следующие поля:

Период: 01.01.2009;
Организация: "Мебельщик";
База распределения: Плановая себестоимость выпуска.

Мы уже встречались с подобными регистрами. Пустые параметры в записях таких регистров трактуются системой как универсальные. Ее можно трактовать следующим образом: "Распределять общепроизводственные и общехозяйственные расходы начиная с 01.01.2009 в организации Мебельщик по всем статьям затрат пропорционально плановой себестоимости выпуска".

Опишем параметры регистра, поддающиеся настройке:

  • Период: Дата, начиная с которой действует указанный способ распределения.
  • Организация: Организация, для которой применяется метод распределения;
  • Счет затрат: Расходы, накопленные на выбранном счете в бухгалтерском учете, подлежат распределению. Здесь можно указать либо счет 25, либо - счет 26.
  • Счет затрат (НУ): установка счета затрат для целей налогового учета;
  • Подразделение: Подразделение организации, для которого справедливы заданные настройки;
  • Статья затрат: Статья затрат, для которой действительны настройки;
  • База распределения: выбор базы распределении ОПР и ОХР. Здесь возможны следующие варианты:
    • Объем выпуска;
    • Плановая себестоимость выпуска;
    • Оплата труда;
    • Материальные затраты;
    • Выручка;
    • Прямые затраты;
    • Отдельные статьи прямых затрат;
    • Не распределяется;
  • Список статей затрат: это поле можно заполнить списком статей затрат при указании в поле База распределения параметра Отдельные статьи прямых затрат.

Вкладка Выпуска продукции, услуг позволяет выбрать способ учета выпуска продукции - с использованием счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" и без его использования. При первом варианте учета со счета 40 продукция списывается по плановым ценам на счет 43 (Д43 К40), а на счет 40 она списывается со счета 20 по фактическим ценам (Д40 К20). В итоге на счете 40 выявляется отклонение от плановой себестоимости продукции. Второй вариант (без использования счета 40) подразумевает списание себестоимости продукции со счета 20 на счет 43 по плановым ценам (Д43 К20) и последующее списание отклонений от плановой себестоимости (дополнительными или сторнировочными проводками) аналогичной (Д43 К20) записью. Обратите внимание на то, что плановые цены используются независимо от того, применяется счет 40 или нет.

Теперь поговорим о механизме плановых цен. Как вы знаете, в системе есть справочник Типы цен номенклатуры (Предприятие > Товары (материалы, продукция, услуги) > Типы цен номенклатуры). Один из видов цен из этого справочника обычно используется как плановый. Например, в нашем случае это - тип цен Плановая (рис. 13.4).


Рис. 13.4.  Плановая цена из справочника Типы цен номенклатуры

Эта цена используется в системе как плановая при учете продукции не потому, что она называется "Плановая", а потому, что в окне настройки параметров учета (Предприятие > Настройка параметров учета) именно этот тип цен выбран в качестве планового (рис. 13.5).



Рис. 13.5.  Установка плановой цены в окне Настройка параметров учета

Теперь рассмотрим особенности настройки параметров учета готовой продукции, которые настраиваются в справочнике Номенклатура (Предприятие > Товары (материалы, продукция, услуги) > Номенклатура).

Обычно в справочнике есть специальная группа, которая используется для хранения номенклатурных позиций, соответствующих готовой продукции. В нашем случае это - группа Продукция. Номенклатурные позиции, принадлежащие какой-либо группе, отражаются в учете сходным образом - на рис. 13.6 вы можете видеть окно настройки счетов учета номенклатуры для группы Продукция.



Рис. 13.6.  Настройка счетов учета номенклатуры для группы Продукция

Опишем настройку счетов:

Счет учета (БУ): 43
Счет учета передачи (БУ): 45.02
Счет учета доходов от реализации (БУ): 90.01.1
Счет учета расходов (БУ): 90.02.1
Счет учета НДС по реализации: 90.03
Счет учета (НУ): 43
Счет учета передачи (НУ): 45.02
Счет учета доходов от реализации (НУ): 90.01.2
Счет учета расходов (НУ): 90.02

При создании новой номенклатурной позиции в группе Продукция следует помнить о трех особенностях:

  1. Надо задать плановую стоимость позиции.
  2. Следует проследить, чтобы элемент справочника Номенклатура принадлежал номенклатурной группе Готовая продукция
  3. Весьма полезно создать набор спецификаций.

Рассмотрим один из элементов группы Продукция. На рис. 13.7 вы можете видеть элемент справочника номенклатуры, принадлежащий группе Продукция, в частности, вкладку По умолчанию.



Рис. 13.7.  Элемент справочника Номенклатура, вкладка По умолчанию

На этой вкладке мы задаем принадлежность рассматриваемого элемента справочника Номенклатура номенклатурной группе Готовая продукция.

На вкладке Цены (рис. 13.8) мы можем задать цены элемента.



Рис. 13.8.  Элемент справочника Номенклатура, вкладка По умолчанию

В частности, здесь мы установили плановую цену на 11.05.2009 года равную 200 рублей.

Теперь рассмотрим очень важную и полезную группу настроек, скрывающуюся на вкладке Спецификации (рис. 13.9)



Рис. 13.9.  Элемент справочника Номенклатура, вкладка Спецификации

Для начала поясним способ, которым используются спецификации. Спецификация - это набор компонентов, из которых состоит некий объект. Объект принадлежит справочнику Номенклатура и компоненты так же принадлежат тому же справочнику. Например, в случае с рассматриваемым элементом, который называется Полка, мы можем создать несколько спецификаций, которые содержат перечень материалов, необходимых для изготовления полки. Немного позже, когда мы будем оформлять производственные документы, мы сможем указать, какая конкретно спецификация используется при выпуске продукции. Если, после проведения документа выпуска готовой продукции с заполненными спецификациями, заполнить на его основе документ списания материалов в производство, этот документ будет заполнен автоматически нужным количеством нужных материалов. Немного ниже мы рассмотрим эти механизмы на практике.

Итак, о полке нам известно, что для ее изготовления нужно 0,01 М3 дубовой доски. Порядок добавления этой спецификации выглядит следующим образом. Мы добавляем новый элемент в табличную часть, которая расположена на вкладке Спецификации и заполняем окно элемента спецификации (рис. 13.10).


Рис. 13.10.  Заполнение спецификации

При заполнении окна элемента спецификации нам приходится указать следующие сведения:

  • Наименование: наименование спецификации. Это наименование может не совпадать с названием основной номенклатурной позиции, для которой создается спецификация. Так, в нашем случае спецификация для изделия Полка называется Полка дубовая, если понадобится - спецификаций можно создавать столько, сколько существует вариантов изготовления готового продукта. Например, Полка дубовая изготавливается из дубовых досок. Полка дубовая окрашенная изготавливается из тех же досок, но помимо их на ее изготовление затрачивается некоторое количество краски и т.д.
  • Номенклатура: номенклатурная позиция, для которой мы указываем спецификацию. В нашем случае - это Полка.
  • Количество: количество выходного продукта, для которого указывается спецификация. Мы указываем в этом поле 1, то есть, учитывая единицу измерения, указанную для полки - это 1 шт.
  • Исходные комплектующие: эта табличная часть имеет три колонки: , Номенклатура и Количество. Она содержит сведения о том, какие элементы из справочника Номенклатура входят в готовое изделие и сколько их понадобится. В нашем случае здесь есть лишь одна запись, которая означает, что для изготовления одной полки нужно 0,01 М3 Доски Д1.

Итак, мы рассмотрели некоторые положения, которые важны для того, чтобы продолжить рассмотрение вопроса.

13.3. Учет выпуска продукции и списания в производство материалов

Для учета выпуска готовой продукции используется документ Отчет производства за смену (Производство > Отчет производства за смену). Рассмотрим заполнении документа при отражении выпуска 1000 полок 27.01.2009 (рис. 13.11).



Рис. 13.11.  Документ Отчет производства за смену

Рассмотрим заполнение реквизитов документа

Организация: Мебельщик;
Подразделение: Производственный цех;
Отразить в налог. учете: флаг установлен;
Списать материалы: флаг не устанавливаем. При установке флага в документ появится дополнительная вкладка, на которой можно указать перечень материалов, использованных при производстве готовой продукции, перечисленной на вкладке Продукция.
Склад: Склад готовой продукции - это склад, на который будет приходоваться готовая продукция.
Счет затрат (БУ): 20.01
Счет затрат (НУ): 20.01.1

Табличная часть на вкладке Продукция служит для указания номенклатурных позиций продукции, которая передается из производства на склад. Поля этой табличной части заполняются следующим образом:

Продукция: Элемент справочника Номенклатура, в нашем случае - Полка;
Количество: количество выпущенной продукции, в нашем случае - 1000 штук;
Цена (плановая): выше мы задавали плановую цену для данного элемента номенклатуры, это - 200 рублей, эта цена подставлена автоматически;
Сумма (плановая): поле заполняется автоматически, как произведение количества выпущенной продукции и ее цены;
Спецификация: заполняя список спецификаций для элемента справочника Номенклатура мы создаем базу для заполнения этого поля. В нашем случае указана спецификация Полка дубовая. Ее надо выбирать самостоятельно из справочника Спецификации номенклатуры;
Счет учета (БУ): 43;
Счет учета (НУ): 43;
Номенклатурная группа: Готовая продукция;

Вкладка Услуги служит для указания перечня оказанных услуг, ее мы не заполняем.

Вкладка Возвратные отходы позволяет указать перечень возвратных отходов, ее мы так же не заполняем.

Документ может формировать Накладную на передачу готовой продукции (форма №МХ-18). Этим документом оформляется передача готовой продукции из производства на склад.

Проведем документ и рассмотрим, какие движения в учете он произвел (рис. 13.12).



Рис. 13.12.  Результат проведения документа Отчет производства за смену

В бухгалтерском учете документ сформировал проводку следующего вида:

Д43 К20.01 200000 руб.

На склад готовой продукции оприходована 1000 штук полок общей стоимостью 200000 рублей по плановым ценам.

В налоговом учете сформирована похожая проводка:

Д43 К20.01.1 200000 руб.

Документ сформировал движения по следующим регистрам:

  • Выпуск продукции и услуг в плановых ценах (налоговый учет);
  • Выпуск продукции и услуг в плановых ценах (бухгалтерский учет);
  • НДС по партиям запасов;

Списание материалов в производство

После того, как документ проведен, сформируем на его основе документ, списывающий в производство материалы. Этот документ - Требование-накладная (Производство > Требование-накладная) можно формировать независимо от документа Отчет производства за смену, а можно - на его основе. Если при создании документа Отчет производства за смену были правильно заполнены спецификации продукции, сформированный на его основе документ Требование-накладная будет заполнен списком материалов, необходимым для выпуска продукции, который мы оформляем Отчетом. В спецификациях к элементу справочника Номенклатура Полка мы указали, что для изготовления одной полки нужно 0,01 М3 Доски Д1. Было выпущено 1000 полок, на них ушло, согласно спецификации, 1000*0,01 = 10 М3 досок. Именно это количество будет внесено в документ Требование-накладная при заполнении его на основании Отчета производства за смену (рис. 13.13).



Рис. 13.13.  Документ Требование-накладная, заполненный на основании документа Отчет производства за смену

Проведем документ и посмотрим, какие движения он сформировал (рис. 13.14).



Рис. 13.14.  Результат проведения документа Требование-накладная

В бухгалтерском учете документ сформировал следующие записи:

Д20.01 К10.01 50000 руб. - списана Доска Д1 в производство

В налоговом учете сформирована аналогичная (с учетом различий в счетах) запись.

Инвентаризация незавершенного производства

Наличие незавершенных остатков производства можно зафиксировать с помощью документа Инвентаризация незавершенного производства (Производство > Инвентаризация незавершенного производства). В нашем примере мы будем считать, что незавершенного производства на конец месяца нет, поэтому здесь мы лишь приведем внешний вид формы документа (рис. 13.15).


Рис. 13.15.  Документ Инвентаризация незавершенного производства

Этот документ следует заполнять раз в месяц по каждому из подразделений организации, где есть незавершенное производство. В табличной части Остатки незавершенного производства следует указать номенклатурные группы, по которым есть незавершенное производство с указанием сумм для бухгалтерского и налогового учета. В нашем примере мы пользуемся лишь одной номенклатурной группой - Готовая продукция, при реальном ведении учета их может быть столько, сколько нужно для точного отражения в учете особенностей деятельности организации.

Документ Инвентаризация незавершенного производства не формирует проводок. Он нужен лишь для того, чтобы при расчете себестоимости продукции и закрытия счетов учета производственных затрат (в частности, счета 20 и других) программа могла верно отразить остатки по счетам.

После того, как завершена работа с документом Инвентаризация незавершенного производства, приходит время воспользоваться документом Закрытие месяца. Но прежде чем мы это сделаем, давайте проанализируем содержимое счетов 20 и 26 на 31.01.2009. Прежде чем сделать это, сформируем документ "Закрытие месяца", который начисляет амортизацию ОС.

Анализ счетов 20 и 26

Построим отчет Анализ счета (Отчеты > Анализ счета) для счета 20 (рис. 13.16).


Рис. 13.16.  Отчет Анализ счета для счета 20

На счет списаны следующие расходы:

Со счета 01 (Д20 К01) - 16000 руб. Это - стоимость основных средств, которая списана на производственные расходы сразу после принятия этих основных средств к учету.

Со счета 02 (Д20 К02) - 2430 руб. Это - амортизация ОС, используемых для производственных целей;

Со счета 10 - (Д20 К10) 50000 руб. Это - стоимость материалов, списанных в производство.

В нашем учебном примере мы не начисляли заработную плату работникам основного производства, поэтому здесь нет списания расходов по заработной плате (со счета 70), расходов по ЕСН (счет 69) и других.

Со счета списана плановая себестоимость готовой продукции на счет 43 (Д43 К20) в сумме 200000 руб.

Дебетовый оборот счета составил 68430 руб., кредитовый - 200000 руб, итого, до закрытия счетов, на счете образовалось отрицательное дебетовое сальдо в размере 131570 руб.

Теперь посмотрим, какие расходы собраны на счете 26 к 31.01.2009 (рис. 13.17).


Рис. 13.17.  Отчет Анализ счета для счета 26

На счет отнесены следующие расходы:

Со счета 02 (Д26 К02) - 905 руб. - амортизация ОС, используемых в общехозяйственных целях;

Со счета 69 (Д26 К69) 11881,5 руб. - начислен ЕСН на заработную плату работников администрации;

Со счета 70 (Д26 К70) 44500 руб. - заработная плата работников администрации;

Со счета 71 (Д26 К71) - 8398,3 руб. - подотчетные средства, израсходованные в общехозяйственных целях.

Дебетовый оборот счета составил 65684,8 руб., столько же составило конечное дебетовое сальдо.

При закрытии счетов в конце месяца должны быть выполнены следующие записи:

Д20 К26 65684,8 руб. - отнесены общехозяйственные расходы на счет основного производства.

После этой записи окажется, что дебетовый оборот счета 20 составит 65684,8 + 68430 = 134114,8 руб. Таким образом, для того, чтобы закрыть счет 20 и выявить на счете 43 реальную себестоимость выпущенной продукции, мы должны использовать следующую сторнировочную проводку:

Д43 К20 65885,2 руб.

65885,2 = 200000 - 134114,8.

Теперь проверим, как программа выполнит закрытие счетов в автоматическом режиме. Для этого создадим новый документ Закрытие месяца (Операции > Регламентные операции > Закрытие месяца) (рис. 13.18).


Рис. 13.18.  Настройка документа Закрытие месяца

В документе мы установили опцию Закрытие счетов 20, 23, 25, 26 и корректировка себестоимости выпуска. Благодаря этой установке система автоматически проведет указанные операции в бухгалтерском и налоговом учете.

Посмотрим, как выглядят проводки по бухгалтерскому учету (рис. 13.19).



Рис. 13.19.  Результат проведения документа Закрытие месяца

Документ сформировал проводки вида Д20.01 К26 по отдельным видам расходов на общую сумму 65684,8 руб. Этими проводками общехозяйственные расходы были включены в расходы по основному производству. В нашем случае использовался лишь один вид номенклатуры - Готовая продукция. Если бы их было несколько - документ произвел бы распределение общехозяйственных расходов между ними в соответствии с выбранной базой распределения - в нашем случае это - плановая себестоимость выпуска.

Так же документ сформировал две проводки вида Д43 К20.01. Первая проводка была сделана на -131 570 руб. - отрицательная сумма в данном случае означает, что проводка является сторнировочной. Вторая проводка была сделана на сумму 65684,8 руб. - это дополнительная проводка, которая была сделана после переноса на счет 20.01 общехозяйственных расходов.

В итоге, если сложить суммы этих проводок, окажется, что они эквивалентны одной сторнировочной проводке вида Д43 К20.01 на сумму 65885,2 руб. Таким образом, документ сформировал вполне ожидаемые изменения в бухгалтерском учете, соответствующие вышеприведенному расчету.

Теперь посмотрим, как выглядит счет 43, сформируем отчет Анализ счета для него (рис. 13.20).


Рис. 13.20.  Отчет Анализ счета для счета 43

Из отчета видно, что в итоге себестоимость продукции, списанной на счет, составила 134114,8 руб.

Для того чтобы провести более глубокий анализ счета, можно воспользоваться другими отчетами. Например, отчет Карточка счета позволяет получить детальную информацию о движениях по счету (рис. 13.21).



Рис. 13.21.  Отчет Карточка счета для счета 43

Теперь готовая продукция отражается по реальной себестоимости на счете 43. Посмотрим, как можно отразить в программе ее реализацию.

Для того, чтобы сформировать отчет по себестоимости выпущенной продукции, можно воспользоваться cправкой-расчетом Себестоимость продукции (Операции > Регламентные операции > Справки-расчеты > Себестоимость продукции), рис. 13.22.



Рис. 13.22.  Справка-расчет Себестоимость продукции

Для того, чтобы узнать подробности о том, из каких частей складывается себестоимость произведенной продукции, можно воспользоваться справкой-расчетом Калькуляция себестоимости товаров и услуг (Операции > Регламентные операции > Справки-расчеты > Калькуляция), рис. 13.23.



Рис. 13.23.  Справка-расчет Калькуляция себестоимости продукции

Обратите внимание и на другие справки-расчеты, расположенные по адресу Операции > Регламентные операции > Справки-расчеты.

13.4. Реализация готовой продукции

Существуют различные схемы учета реализации готовой продукции. При реализации готовая продукция отгружается покупателю, а от него поступает оплата за продукцию. Причем, возможна ситуация, когда сначала поступает оплата, а потом отгружается продукция. Бывает и так, что сначала продукцию отгружают, а потом поступает оплата от покупателя. Кроме этих простых случаев в учете реализации (как, впрочем, и на других участках учета) возможны случаи более сложные.

Различные способы реализации продукции в 1С:Бухгалтерии укладываются в следующую схему:

  1. С покупателем заключают договор на поставку продукции (тип договора - С покупателем);
  2. Покупателю выписывают счет (документ Счет на оплату покупателю);
  3. При поступлении оплаты от покупателя на основании счета (или заполняя счет без использования режима ввода на основании) вводят в систему приходный кассовый или банковский документ. Причем, возможна оплата частями, с использованием различных методов оплаты и т.д.
  4. Продукцию передают покупателю, заполняется документ Реализация товаров и услуг, который отражает реализацию готовой продукции в учете.
  5. Операции реализации, как и многие другие операции, требуют особых действий, касающихся учета НДС. В частности, при выдаче покупателю счета-фактуры, нужно сформировать счет-фактуру (например, воспользовавшись соответствующей ссылкой в документе Реализация товаров и услуг), по окончании месяца следует сформировать Книгу продаж. Подробнее об учете НДС мы поговорим в одной из следующих лекций.

Рассмотрим пример.

02.02.2009 с ООО "Покупатель" был заключен договор №1 на поставку 320 полок по отпускной цене 300 руб. за 1 полку (НДС сверху, 18%.).

Заполним документ Счет на оплату покупателю (Продажа > Счет), рис. 13.24.



Рис. 13.24.  Документ Счет на оплату покупателю

Заполнение реквизитов шапки документа вполне стандартно, в табличной части Товары мы указываем элемент Полка из справочника Номенклатура, принадлежащий группе Продукция, заполняем поле Количество, и, если в системе не задана отпускная цена - вводим ее самостоятельно, если она задана - она будет введена автоматически. Остальные поля документа заполняются автоматически.

Из документа Счет на оплату покупателю можно распечатать Счет на оплату.

Документ не формирует проводок, однако, на его основе можно заполнить приходные кассовые или банковские документы, а так же - документ Реализация товаров и услуг. Введем этот документ на основании Счета на оплату покупателю, при выборе типа операции укажем Продажа, комиссия (рис. 13.25).



Рис. 13.25.  Документ Реализация товаров и услуг

Этот документ сначала записывают, распечатывают необходимые печатные формы (в частности - это может быть Расходная накладная), по которым осуществляется отгрузка товара со склада и приемка его покупателем. После того, как бухгалтер получит документы, удостоверяющие отгрузку товаров со склада и приемку их покупателем, документ можно провести.

Из формы документа можно сформировать счет-фактуру, воспользовавшись соответствующей ссылкой.

Проведем документ и посмотрим, какие движения в учете он сформировал (рис. 13.26).



Рис. 13.26.  Результат проведения документа Реализация товаров и услуг

В бухгалтерском учете документ сформировал следующие записи:

Д90.02.1 К43 42916,74 руб. списана себестоимость реализуемой продукции;
Д62.01 К90.01.1 113280 руб. - отражена выручка от реализации продукции;
Д90.03 К68.02 17280 руб. - начислен НДС;

Посмотрим, как программа рассчитала себестоимость реализованной продукции. Вспомним - после закрытия счетов 20 и 26 на счете 43 сформировалась себестоимость 1000 выпущенных полок, которая была равна 134114,8 руб. Себестоимость одной полки составила 134114,8 / 1000 = 134,1148 руб. Как известно, мы реализовали 320 полок: 320 * 134,1148 = 42916,736. В документе сумма была округлена до двух знаков после запятой, в итоге получилось 42916,74 руб.

В налоговом учете сформированы похожие проводки. Документ сформировал движения по следующим регистрам подсистемы учета НДС:

  • НДС начисленный;
  • НДС по партиям запасов;
  • НДС расчеты с покупателями.

В итоге проведенную операцию реализации готовой продукции можно описать следующим образом. С покупателем заключают договор, ему выставляется счет, после оплаты покупателем счета ему отгружают готовую продукцию.

13.5. Закрытие счета 90

В примерах, которые мы рассматривали выше, в том числе, в нашем только что завершенном примере, мы выполняли операции реализации, в которых участвовал счет 90 "Продажи". Давайте посмотрим, каково состояние счета на конец февраля 2009 года. Для этого сформируем отчет Обороты счета для счета 90 за февраль 2009 года (рис. 13.27). В январе 2009 по счету не проходило никаких операций, поэтому мы, настраивая отчет, отключили отображение начального сальдо.



Рис. 13.27.  Отчет Обороты счета для счета 90

Из отчета можно сделать следующие выводы:

В дебет счета 90 попали следующие суммы:

По субконто Готовая продукция - в корреспонденции со счетом 43 - 42916,74 руб. (себестоимость реализованной готовой продукции) и в корреспонденции со счетом 68 - 17280 руб. (НДС)

По субконто Товары для перепродажи мы имеем в корреспонденции со счетом 41 - 22950 руб. (Себестоимость реализованных товаров), в корреспонденции со счетом 68 - 5547,6 руб. (НДС).

По субконто Услуги - в корреспонденции со счетом 68 - 630 руб. (НДС)

Если вы хотите детализировать какую-либо сумму, например, сумму 22950 руб. - просто сделайте по нужной ячейке двойной щелчок - откроется окно отчета Отчет по проводкам (рис. 13.28).



Рис. 13.28.  Отчет Отчет по проводкам (счета 90, 41)

Кликнув, в свою очередь, по интересующей вас ячейке сформированного отчета Отчет по проводкам, вы можете открыть документ, сформировавший проводку.

В кредит счета 90 попали следующие суммы:

По субконто Готовая продукция это, в корреспонденции со счетом 62 - 113280 руб. (выручка от реализации готовой продукции)

По субконто Товары для перепродажи это, в корреспонденции со счетом 50 - 2950 руб. (выручка от розничных продаж), в корреспонденции со счетом 62 - 33417,6 руб. (выручка от реализации товаров по договору).

По субконто Услуги мы так же имеем корреспонденцию со счетом 62 - 4130 руб.

В итоге дебетовый оборот счета равен 89324,4 руб, кредитовый оборот - 150827,6 руб. Счет имеет кредитовое сальдо в размере 64453,26 руб.

В конце месяца субсчета счета 90 закрываются на счет 99. Для того, чтобы выполнить эту процедуру, нужно воспользоваться документом Закрытие месяца с включенной опцией Закрытие счета 90 (рис. 13.29).


Рис. 13.29.  Документ Закрытие месяца, закрытие счета 90

Опция Закрытие счета 91 используется для списания сальдо счета 91 на счет 99.

Проведем документ и посмотрим, какие записи он сформировал (рис. 13.30).



Рис. 13.30.  Результаты проведения документа закрытие месяца

Документ сделал проводку вида Д90.09 К99.01.1 64453,26

Попавшая в кредит 99-го счета сумма - это прибыль от продаж за месяц.

Выводы

В данной лекции мы рассмотрели операции, касающиеся выпуска и реализации готовой продукции, поговорили о закрытии счета 90 в конце месяца. Наша следующая лекция будет посвящена особенностям учета НДС и налога на прибыль в 1С:Бухгалтерии.

Просмотров: 16555 | Добавил: arlmebupmdsj | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar