Главная » 2014 » Июнь » 26 » Самоучитель по 1C:Бухгалтерии 8.3 - Урок 12
05:32
Самоучитель по 1C:Бухгалтерии 8.3 - Урок 12

Сейчас вы узнаете: ознакомиться с особенностями организации учета товаров и сопутствующих операций в 1С:Бухгалтерии.

12.1. Основные положения

В соответствии с ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи. Это ПБУ является одним из основных документов, регулирующих особенности учета товаров.

Синтетический учет товаров ведется на счете 41 "Товары" (рис. 12.1), по следующим субсчетам:



Рис. 12.1.  Счет учета товаров

41.01 - Товары на складах;
41.02 - Товары в розничной торговле (по покупной стоимости);
41.03 - Тара под товаром и порожняя;
41.04 - Покупные изделия;
41.11 - Товары в розничной торговле (в АТТ по продажной стоимости);
41.12 - Товары в розничной торговле (в НТТ по продажной стоимости);

Аббревиатуры АТТ и НТТ расшифровываются как "Автоматизированная торговая точка" и "Неавтоматизированная торговая точка".

Учет товаров ведется в разрезе номенклатуры, партий и складов.

Счет 41 - это активный счет, поступление товаров отражается по его дебету, выбытие - по кредиту.

Определение стоимости поступивших и выбывших товаров производится по правилам, установленным в ПБУ 5/01. Мы говорили об этих правилах, когда обсуждали особенности принятия к учету материалов. Отметим, что товары, при поступлении, оцениваются по фактической себестоимости, порядок определения которой различается в зависимости от способа поступления товаров в организацию. При списании товаров можно использовать один из следующих способов:

  • по стоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (ФИФО);

Рассмотрим оформление операции поступления товаров в 1С:Бухгалтерии.

12.2. Поступление товаров

Поступление товаров очень похоже на поступление материалов.

Рассмотрим пример.

11.02.2009 в организацию поступили следующие товары от ООО "Рассвет" (Накладная №23 от 11.02.2009, счет-фактура №26 от 11.02.2009)

Обои - 150 рулонов по 236 руб. за 1 рулон, в т.ч. НДС;

Вагонка - 10 упаковок по 590 руб. за 1 упаковку, в т.ч. НДС;

Товары приходуются по покупным ценам (тип цены - Договорная цена (c НДС)) на Склад в магазине (приходный ордер №2 от 11.02.09). В соответствии с приказом руководителя организации цена продажи данных товаров составляет покупную цену, увеличенную на 20% (вид цены Основная цена продажи).

Создадим новый документ Поступление товаров и услуг (Покупка > Поступление товаров и услуг) с видом документа Покупка, комиссия.

Документ заполняется точно так же, как заполнялся аналогичный документ при поступлении материалов. Однако, очень важно учесть тот факт, что товары, которые мы будем указывать в табличной части документа, должны быть описаны в справочнике Номенклатура, в разделе Товары - или в другом разделе, для которого настроен аналитический учет номенклатуры по счету 41 (это делается в регистре сведений Счета учета номенклатуры).

На рис. 12.2 вы можете видеть заполненный документ.



Рис. 12.2.  Заполненный документ Поступление товаров и услуг

Посмотрим, какие движения сформировал наш документ (рис. 12.3).



Рис. 12.3.  Результат проведения документа Поступление товаров и услуг

Они похожи на движения, сформированные документом, отражающим поступление материалов. Главная разница заключается в том, что товары приходуются на счет 41.

Теперь нам нужно указать продажные цены для поступивших товаров. Для этого на основании только что созданного документа Поступление товаров и услуг создадим новый документ - Установка цен номенклатуры (рис. 12.4).


Рис. 12.4.  Документ Установка цен номенклатуры

В документе, в поле Тип цен выберем Основная цена продажи, в панели инструментов табличного поля нажмем кнопку Изменить, выберем в появившемся окне действие Изменить цены на % и укажем 20%, применим изменение. После того, как цены изменены на требуемый размер, сохраним и проведем документ.

Теперь, если мы решим продать товары и используем в документе тип цен Основная цена продажи - цены будут подставлены автоматически из соответствующего регистра сведений, заполненного документом Установка цен номенклатуры.

12.3. Товары, принятые на комиссию

Рассмотрим пример, иллюстрирующий особенности приема товаров, предназначенных для комиссионной продажи.

12.02.2009 в организацию от ООО "Комитент" поступили товары (оприходованы на Основной склад, приходный ордер № 3 от 12.02.2009) для комиссионной продажи:

Обои водонепроницаемые 50 рулонов для реализации по цене 1000 рублей, НДС с каждого рулона - 180 рублей - по ставке 18% (тип цен - Оптовая (цена не включает НДС) - НДС вычисляется с указанной стоимости товара, а не выделяется из нее)

С комитентом заключен договор комиссии №1 от 12.02.2009. В соответствии с договором, комиссионер получает 7% выручки.

Для оформления поступления товаров от комитента применяется всё тот же документ Поступление товаров и услуг (Покупка > Поступление товаров и услуг) с видом документа Покупка, комиссия.

При заполнении документа, в частности, поля Договор, учтите, что товары поступают по договору комиссии, ранее мы использовали лишь договоры с поставщиками. На рис. 12.5 показано заполнение формы договора с контрагентом.


Рис. 12.5.  Настройка параметров договора с комитентом

В поле Вид договора введем С комитентом.

В поле Тип цен введем Договорная (без НДС). Этот тип цен не включает НДС.

В поле Способ расчета выберем Процент от суммы продажи и в поле Процент укажем 7% - вознаграждение организации от продажи.

На рис. 12.6 вы можете видеть заполненный документ Поступление товаров и услуг.



Рис. 12.6.  Заполненный документ Поступление товаров и услуг

Обратите внимание на то, что товары, принятые на комиссию, учитываются на счете 004 "Товары, принятые на комиссию"

В справочнике Номенклатура есть группа Товары на комиссии. Для этой группы счета учета номенклатуры установлены так, что поступление товаров отражается на счете 004 (рис. 12.7).



Рис. 12.7.  Счета учета номенклатуры для товаров, принятых на комиссию

Поэтому, заполняя табличную часть Товары, мы создали новый элемент номенклатуры Обои водостойкие и поместили его в группу Товары на комиссии.

В данный момент мы не заполняем информацию о счете-фактуре. Счет-фактура предъявляется по факту продажи товаров после отчета комиссионера перед комитентом.

На вкладке Счета учета расчетов в поля Счет учета расчетов с контрагентами и Счет учета расчетов по авансам следует ввести счет 76.09 - его можно использовать для расчетов с комитентом.

Проведем заполненный документ и посмотрим, какие движения он сформирует (рис. 12.8).



Рис. 12.8.  Движения документа Поступление товаров и услуг

В бухгалтерском учете сделана запись Д004.01 на сумму поступивших товаров (с учетом НДС), в налоговом учете сделана аналогичная проводка.

12.4. Продажа товаров по договорам поставки

Учет продаж товаров ведется по счету 90 "Продажи" (рис. 12.9).



Рис. 12.9.  Счет 90 "Продажи"

Субсчет 90.01 "Выручка" используется для накопления выручки, субсчет 90.02 "Себестоимость продаж" используется для отражения себестоимости проданных товаров.

По субсчету 90.03 отражается НДС, подлежащий уплате (в корреспонденции со счетом учета расчетов по НДС - 68.02).

По субсчету 90.04 отражаются акцизы.

По субсчету 90.07 - расходы на продажу, которые относятся к реализованным товарам.

Продажная цена обычно включает в себя покупную цену, торговую наценку и налог на добавленную стоимость.

Записи по счету 90 делаются в момент признания выручки по обычной деятельности, обычно в соответствии со способом признания дохода по переходу права собственности.

В соответствии с п. 12. ПБУ 9/99 "Доходы организации", выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

  • а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
  • б) сумма выручки может быть определена;
  • в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
  • г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
  • д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка - то есть себестоимость товаров "перемещаются" со счета 41 не на счет 90, а на счет 45 "Товары отгруженные", а на счет 90 попадают уже после того, как будут выполнены вышеперечисленные условия. Таким образом, при переходе права собственности покупателю по факту оплаты товаров (если это зафиксировано в договоре и допускается законодательно), в бухгалтерском учете используется следующая схема корреспонденции счетов:

  • Д45 К41 - на себестоимость отгруженных товаров;
  • Д51 К62 - поступила оплата за товары от покупателя;
  • Д62 К90 - выручка (задолженность покупателя);
  • Д90 К68 - отражено начисление НДС;
  • Д90 К45 - списана себестоимость товаров отгруженных;

При обычном порядке перехода права собственности (по отгрузке) справедлива следующая схема бухгалтерских записей:

  • Д62 К90 - отражена задолженность покупателя после отгрузки товаров;
  • Д90 К68 - начислен НДС;
  • Д90 К41 - списана себестоимость товаров отргуженных;
  • Д51 К62 - поступила оплата за товары.

Рассмотрим пример.

16.02.2009 покупателю ООО "Покупатель" с Основного склада были отгружены следующие товары (Основной договор):

Обои: 100 рулонов (продажная цена 283,20 руб. за 1 рулон);

Для учета продаж товаров по договорам поставки используется документ Реализация товаров и услуг (Продажа > Реализация товаров и услуг). При создании документа можно выбрать один из трех его типов:

  • Продажа, комиссия - используется для оформления обычных и комиссионных продаж;
  • Отгрузка без перехода права собственности - для оформления отгрузки товаров, по которым переход права собственности зависит от выполнения дополнительных условий;
  • Оборудование - используется для продажи оборудования;

Создадим документ с видом операции Продажа, комиссия (рис. 12.10).



Рис. 12.10.  Документ Реализация товаров и услуг

По умолчанию в этом документе установлен тип цен - Основная цена продажи. Поэтому когда мы будем заполнять табличное поле Товары - в него, после выбора номенклатурных позиций, будут добавляться данные о ценах. Выше мы устанавливали Основную цену продажи для товаров - сейчас эта цена будет подставлена в документ.

Заполнение шапки документа не имеет каких-либо особенностей, при заполнении табличной части Товары следует подобрать нужные номенклатурные позиции из справочника Номенклатура. Если они находятся в группе Товары и для этой группы соответствующим образом настроены счета учета - большая часть информации в табличном поле будет заполнена автоматически. Вам останется лишь вручную заполнить поле Количество.

Вкладка Услуги, которую мы не заполняем, содержит сведения о реализации услуг.

Вкладка Счета учета расчетов содержит номера счетов (62.01 и 62.02), по которым ведется учет расчетов с покупателями.

Вкладка Дополнительно содержит данные об организации-грузоотправителе и грузополучателе.

Обычно порядок работы с документом Реализация товаров и услуг выглядит так. Заполнив документ, его записывают и распечатывают необходимые печатные формы. Проводят документ уже после того, как в бухгалтерию поступят сведения о том, что товары отпущены со склада. После проведения документа можно ввести информацию о выданном покупателю счете-фактуре. Для этого достаточно открыть форму документа и щелкнуть по ссылке Ввести счет-фактуру. Откроется окно для ввода информации о счете-фактуре выданном (рис. 12.11).


Рис. 12.11.  Форма Счет-фактура выданный

В данном случае мы оставляем все данные формы в состоянии заполнения по умолчанию и нажимаем ОК.

Посмотрим, какие движения сформировал документ Реализация товаров и услуг (рис. 12.12).



Рис. 12.12.  Результат проведения документа Реализация товаров и услуг

В бухгалтерском учете сформированы следующие проводки:

Д90.02.1 К41.01 20000 руб. - на стоимость передаваемых товаров. В нашем случае это - цена приобретения товаров без НДС.
Д62.02 К62.01 10500 - зачет аванса покупателя;
Д62.01 К90.01.1 33417,60 руб. - отражена выручка, товары оценены по Основной цене продажи, заданной в программе.
Д90.03 К68.02 5097,60 руб. - начислен НДС к уплате в бюджет за реализованные товары.

В налоговом учете сделаны следующие записи:

Д90.02 К41.01 20000 руб. - списана стоимость реализованных товаров;
ДПВ К90.01.2 28320 руб. - начислена выручка от реализации (без НДС);

Документ произвел движения по следующим регистрам:

  • НДС начисленный;
  • НДС по партиям запасов;
  • НДС расчеты с покупателями;

12.5. Продажа товаров по договору комиссии

Продажа товаров по договору комиссии отличается от обычной оптовой продажи по договору поставки. Напомним, выше мы разбирали пример поступления товаров на комиссию. А именно, поступили 50 рулонов обоев водостойких от ООО "Комитент" для реализации по цене 1000 руб. за рулон (НДС исчисляется с суммы реализации). Продолжим этот пример.

16.02.2009 50 рулонов обоев водостойких, поступивших в организацию по договору комиссии № 1 от ООО "Комитент", было реализовано ООО "Покупатель" по 1000 руб. за рулон (НДС - сверху.) по договору №5 от 16.02.2009. Покупателю был выставлен счет-фактура от 16.02.2009.

Для начала создадим новый документ Реализация товаров и услуг с видом операции Продажа, комиссия.

Заполнение реквизитов этого документа вполне стандартно (рис. 12.13). Главное - это правильно указать счета учета номенклатуры. В нашем случае они будут подставлены автоматически, так как элемент номенклатуры Обои водостойкие хранится в группе Товары на комиссии.



Рис. 12.13.  Документ Реализация товаров и услуг, продажа товаров, полученных на комиссию

После заполнения документа нужно сформировать необходимые печатные формы, получив сведения об отгрузке товаров - провести документ и заполнить сведения о счете-фактуре.

На рис. 12.14 вы можете видеть окно с информацией о проведении документа.



Рис. 12.14.  Проведение документа Реализация товаров и услуг, продажа товаров, полученных на комиссию

В бухгалтерском учете документ сформировал следующие записи:

К004.01 59000 руб. - списаны товары, принятые на комиссию;
Д62.01 К76.09 59000 руб. - отражена наша задолженность перед ООО "Комитент" и задолженность ООО "Покупатель" перед нами.

В налоговом учете сформирована проводка вида К004.01, отражающая списание ценностей.

При проведении сделаны записи в регистры Реализованные товары комитентов и НДС расчеты с покупателями.

Процесс оформления реализации товаров, принятых на комиссию и расчетов с комитентом на этом не окончен. Следующим этапом оформления подобной сделки является документ Отчет комитенту о продажах товаров (Покупка > Отчет комитенту о продажах товаров).

На рис. 12.15 вы можете видеть форму этого документа с заполненной шапкой.



Рис. 12.15.  Документ Отчет комитенту о продажах, заполненная шапка

Рассмотрим заполнение реквизитов шапки документа:

Организация: Мебельщик;
Процент возн.: 7,00;
НДС возн.: 18%;
Контрагент: ООО "Комитент";
Способ расчета: Процент от суммы продажи;
Договор: Договор комиссии №1 от 12.02.09;

Обратите внимание на то, что некоторые реквизиты заполняются автоматически, а заполнять реквизиты лучше всего начиная с реквизита Контрагент.

Теперь заполним табличную часть Товары. Это можно сделать автоматически, воспользовавшись командами меню Заполнить, которое расположено в панели инструментов табличной части Товары. Например, команда Заполнить > Реализованными по договору, заполняет табличную часть списком товаров, которые были проданы в рамках договора с комитентом.

Мы, зная параметры сделки, заполним поля вручную. А именно, они будут заполнены так:

Номенклатура: Обои водостойкие;
Количество: 50;
Цена поступления: 1000;
Сумма поступления: 50000 (вводится автоматически);
Цена: 1000;
Сумма: 50000 (вводится автоматически);
Вознаграждение: 3500 (вводится автоматически);
Сумма НДС вознаграждения: 630 (вводится автоматически);

В итоге, после заполнения табличной части Товары документ выглядит следующим образом (рис. 12.16).



Рис. 12.16.  Документ Отчет комитенту о продажах, табличная часть Товары

Переходим к заполнению следующих вкладок. А именно, на вкладке Счет учета расчетов (рис. 12.17) следует ввести информацию о счете расчетов с контрагентом - то есть - с покупателем (62.01) и о счете расчетов с комитентом - 76.09.



Рис. 12.17.  Документ Отчет комитенту о продажах, вкладка Счета учета расчетов

Теперь заполним вкладку Счета учета доходов. На рис. 12.18 вы можете видеть заполненную вкладку.



Рис. 12.18.  Документ Отчет комитенту о продажах, вкладка Счета учета доходов

Она содержит сведения о том, каким образом следует учитывать доход, полученный от посреднической деятельности. В частности, в поле Услуга по вознаграждению нужно ввести услугу, по которой организация принимает вознаграждение. Эту услугу следует выбрать из справочника Номенклатура (рис. 12.19).



Рис. 12.19.  Услуга по вознаграждению

На вкладке Дополнительно можно ввести ответственного за совершение операции.

Проведем документ и посмотрим, какие движения он сформировал (рис. 12.20).



Рис. 12.20.  Результат проведения документа

Документ сформировал следующие проводки в бухгалтерском учете:

Д76.09 К62.01 4130 руб.
Д62.01 К90.01.1 4130 руб.
Д90.03 К68.02 630 руб.

В налоговом учете сформирована следующая проводка:

ДПВ К90.01.1 3500 руб.

Документ произвел движения по следующим регистрам:

  • НДС начисленный;
  • Реализованные товары комитентов;
  • НДС расчеты с покупателями;
  • НДС Учет распределенных оплат от покупателей;

12.6. Особенности учета товаров в розничной торговле

Поступление товаров для розничной продажи можно учитывать двумя различными способами - с применением счета 42 "Торговая наценка" - то есть по продажным ценам, и без его применения - то есть по покупным ценам. Схемы бухгалтерских записей при учете по покупным ценам выглядят так:

Д41 К60 - поступили товары от поставщика;
Д19 К60 - НДС;

При учете по продажным ценам делаются следующие записи:

Д41 К60 - поступили товары от поставщика;
Д19 К60 - НДС;
Д41 К42 - отражена торговая наценка.

Учет продажи товаров в розницу так же ведется по двум основным направлениям - с использованием продажных и покупных цен.

При использовании покупных цен в учете делаются следующие записи:

Д50 К90.01 - поступила выручка от розничной реализации товаров;
Д90.02 К41 - отражена покупная стоимость реализованных товаров;
Д90.03 К68.02 - начислен НДС с продаж;

При использовании метода учета по продажным ценам в учете делаются следующие записи:

Д50 К90.01 - поступила выручка от розничной реализациии товаров;
Д90.02 К41 - отражена покупная стоимость реализованных товаров;
Д90.02 К42 - отражена торговая наценка по реализованным товарам. Это - сторнировочная проводка, так как сумма торговой наценки при таком способе учета уже отражается на счете 41 и при ее списании на счет 90.02 мы получаем исходную покупную стоимость товаров, "очищенную" от наценки;
Д90.03 К68.02 - начислен НДС с продаж.

В нашей организации учет товаров в рознице ведется по продажным ценам - с использованием счета 42 "Торговая наценка". Это зафиксировано в учетной политике организации (Предприятие > Учетная политика > Учетная политика организаций, вкладка Бухгалтерский учет, параметр Способ оценки товаров в рознице установлен в значение По продажной стоимости)

Для того, чтобы система автоматически сформировала проводки по счету 42, нам нужно учесть несколько важных моментов.

Во-первых - товары должны приходоваться на склад с установленным типом цен, включающим НДС. В нашем случае это склад с наименованием Склад в магазине. На рис. 12.21 вы можете видеть параметры этого склада.


Рис. 12.21.  Параметры склада Склад в магазине

Учет товаров на складе ведется с использованием вида цен Розничная (с НДС). Обратите внимание на то, что склад имеет вид Розничный, по-другому этот вид называется Автоматизированная торговая точка, то есть точка, оснащенная контрольно-кассовой техникой. Эти сведения понадобятся нам позже, когда мы будем настраивать счета учета номенклатуры, оформлять покупку и продажу товаров. В частности, отметим, что в 1С:Бухгалтерии предусмотрен специальный счет, на котором учитываются товары по продажной стоимости в автоматизированных торговых точках. Это счет 41.11 "Товары в розничной торговле (в АТТ по продажной стоимости)". Именно на этот счет будут приходоваться товары при учете в розничной торговле по продажной стоимости, и отсюда же их нужно будет списывать при оформлении продажи.

Так как учет товаров в рознице мы ведем с использованием счета 42 "Торговая наценка", для того, чтобы система автоматически формировала проводки по учету торговой наценки, перед проведением документа, которым приходуются соответствующие товары, нужно установить цены на них. Рассмотрим пример.

16.02.2009 в организацию от ООО "Рассвет" по Накладной №34 от 16.02.2009 поступило 10 упаковок Клея обойного по цене 472 рубля за упаковку (в т.ч. НДС). По приказу руководителя продажная стоимость одной упаковки Клея обойного должна составлять 590 руб. (в т.ч. НДС). Поставщик выставил счет-фактуру №1 от 16.02.2009.

Товар должен быть помещен в справочник Номенклатура, в стандартную группу Товары. На рис. 12.22. вы можете видеть результат команды Перейти > Счета учета номенклатуры для этой группы.



Рис. 12.22.  Параметры счетов учета для номенклатурной группы Товары

Теперь внесем в группу Товары справочника Номенклатура новый элемент - Клей обойный (рис. 12.23).



Рис. 12.23.  Форма элемента Клей обойный

После того, как основные сведения об элементе номенклатуры введены, сохраним введенные данные (кнопкой сохранить) - станут доступными дополнительные вкладки для ввода данных. Нас интересует вкладка Цены (рис. 12.24).



Рис. 12.24.  Установка цены номенклатуры

Здесь нам нужно ввести для цены вида Розничная (с НДС) 590 рублей и нажать на кнопку Записать цены.

Теперь все готово к приемке товара. Вызовем документ Поступление товаров и услуг (Покупка > Поступление товаров и услуг) с видом документа Покупка, комиссия. На рис. 12.25 вы можете видеть его вкладку Товары.



Рис. 12.25.  Заполнение документа Поступление товаров и услуг

Рассмотрим особенности заполнения этой вкладки и поясним некоторые тонкости, влияющие на последующее отражение операции в учете. Как вы помните, мы учитываем товары в рознице по продажным ценам. Это значит, что документ должен будет сформировать проводки вида Д41 К42 на размер торговой наценки. Выше мы задавали цену Розничная (с НДС) для Клея обойного. Этот тип цен указан для склада, на который приходуются товары. А вот в документе мы должны выставить тот тип цен (кнопка Цены и валюта), по которому мы принимаем товары, в нашем случае это Договорная (с НДС).

Итак, заполняем поля документа следующим образом:

Организация: Мебельщик;
Контрагент: ООО "Рассвет";
Отразить в налоговом учете: устанавливаем;
Склад: Склад в магазине. Этот параметр очень важен. Фактически, от его установки зависит правильность формирования проводок;
Договор: Накладная №34 от 10.06.2009

В табличной части Товары создаем новую строку, вносим в столбец Номенклатура Клей обойный, вводим количество (10) и цену (472), остальные параметры будут рассчитаны автоматически. В частности, обратите внимание на то, что НДС, входящий в цену, равен 720 рублям, таким образом, на счет 41 товары попадут по стоимости, равной 4000 рублей по проводке Д41 К60. Запомним это утверждение и продолжим заполнять документ.

Вкладка Счета учета расчетов заполняется вполне стандартным образом - здесь, в полях Счет учета расчетов с контрагентом и Счет учета расчетов по авансам должны присутствовать, соответственно, счета 60.01 и 60.02.

Вкладка Дополнительно содержит сведения о приходных документах, вкладка Счет-фактура о полученном от поставщика счете-фактуре.

Проведем документ (кнопкой ОК) и посмотрим, какие движения он сформировал (рис. 12.26).



Рис. 12.26.  Результаты проведения документа Поступление товаров и услуг

Документ сделал следующие записи в бухгалтерском учете:

Д41.11 К60.01 4000 руб. - на стоимость поступивших товаров без НДС и без торговой наценки;
Д19.03. К60.01 720 руб. - НДС;
Д41.11 К42.01 1900 руб. - отражена торговая наценка;

Откуда взялась сумма торговой наценки в 1900 руб? Напомним, что на складе с наименованием Склад в магазине товары учитываются по розничным ценам (вид цены Розничная (с НДС)). До проведения документа данный вид цены для одной упаковки обойного клея, который мы приходуем на склад, был установлен как 590 руб. То есть, 10 упаковок клея будут стоить 5900 руб. А мы оприходовали 10 упаковок по фактической стоимости 4000 руб. 5900 - 4000 = 1900. Именно на эту сумму и сделана проводка Д41.11 К42.01.

В налоговом учете была сформирована следующая проводка:

Д41.02 КПВ 4000 руб.

Налоговый учет не интересуют торговая наценка и НДС - ему интересна фактическая себестоимость оприходованных товаров.

Так же документ произвел движения по регистрам подсистемы учета НДС:

  • НДС предъявленный;
  • НДС расчеты с поставщиками;
  • НДС по партиям запасов.

После того, как товары оприходованы, мы можем продолжить наш пример - продадим их в розницу.

17.02.2009 были реализованы 5 упаковок обойного клея в розницу по цене 590 руб. за упаковку.

Ввод данных о реализации товаров в розницу производится по факту реализации с помощью документа Отчет о розничных продажах (Продажа > Отчет о розничных продажах). Напомним, что реализованные товары хранились на складе Склад в магазине, который имеет вид Розничный. Продажи товаров, хранящихся на таком складе, производятся с использованием контрольно-кассовой техники.

Поэтому при создании документа Отчет о розничных продажах мы выбираем тип документа как ККМ. Этот документ может создаваться с выбором одного из двух видов операции:

  • ККМ - для отражения продаж, произведенных с помощью контрольно-кассовых машин;
  • НТТ - для отражения продаж, произведенных в неавтоматизированной торговой точке.

На рис. 12.27 можно видеть заполненную форму документа.



Рис. 12.27.  Заполненная форма документа Отчет о розничных продажах

Рассмотрим особенности его заполнения:

Организация: Мебельщик;
Счет кассы: 50.01;
Отразить в налог. учете: устанавливаем;
Склад: Склад в магазине. При установки этого реквизита в документе автоматически устанавливаются цены - как Розничная (с НДС);
Статья ДДС: Средства, полученные от покупателей и заказчиков;

При заполнении табличной части Товары нам нужно лишь указать номенклатурные позиции, в нашем случае - это Клей обойный, и количество проданных единиц, в нашем случае - 5. Другие данные система введет автоматически на основе параметров, настроенных ранее.

Вкладка Платежные карты и банковские кредиты служит для ввода информации о продажах по платежным картам или в кредит.

Проведем документ и посмотрим, какие движения он произвел (рис. 12.28).



Рис. 12.28.  Результат проведения документа Отчет о розничных продажах

В бухгалтерском учете документ сформировал следующие записи:

Д90.02.1 К41.11 2950 р. - на продажную стоимость реализованных ТМЦ;
Д50.01 К90.01.1 2950 р. - на сумму выручки, полученной наличными;
Д90.03 К68.02 450 р. - НДС, начисленный с продаж;

В налоговом учете сделаны следующие записи:

Д90.02 К41.02 2000 руб. - списана учетная стоимость товаров, в налоговом учете это - покупная стоимость.
ДПВ К90.01.2 2500 руб. - отражен доход, полученный от реализации.

Так же документ сформировал движения по следующим регистрам:

  • НДС начисленный;
  • НДС по партиям запасов;
  • НДС учет распределенных оплат от покупателей;

Обратите внимание на то, что документ формирует движения по счету 50 - то есть - отражает поступление выручки в кассу. На основании документа Отчет о розничных продажах можно ввести Приходный кассовый ордер с видом операции Прием розничной выручки. Надо отметить, что этот ПКО при проведении не формирует движений по регистрам - на его основе формируются записи кассовой книги, поэтому мы должны его сформировать.

Выше мы рассматривали схему записей по счетам бухгалтерского учета при продаже товаров в розницу. Можно заметить, что документ Отчет о розничных продажах не формирует сторнировочную проводку вида Д90.02 К42. Эту проводку может сделать документ Закрытие месяца (Операции > Регламентные операции > Закрытие месяца), рис. 12.29.


Рис. 12.29.  Документ Закрытие месяца

Как правило, списание торговой наценки производят в конце месяца по всем реализованным товарам. Как видите, за формирование записей по списанию торговой наценки отвечает пункт документа Расчет торговой наценки по проданным товарам.

После проведения (рис. 12.30) документ сформировал следующую проводку в бухгалтерском учете:

Д90.02.1 К42.01 - 950 руб.



Рис. 12.30.  Результат проведения документа Закрытие месяца

В 1С:Бухгалтерии сторнировочная проводка делается с отрицательной суммой. В обычном бухгалтерском учете отрицательные числа не используются, но смысл и действие такой проводки совпадают с обычными сторнировочными проводками - сумма из такой проводки уменьшает обороты счета, а не увеличивает их.

Рассмотрим воздействие описанной проводки на состояние бухгалтерского учета. Выше, проводкой Д90.02.1 К41.11 2950 р. в учете была отражена продажная стоимость товаров - та стоимость, по которой их реализовали и та стоимость, по которой они числились в учете. Для выявления финансового результата сделки нас интересует реальная себестоимость товаров. Она, как мы знаем, составляла 4000 руб. за 10 пачек клея, и, соответственно, 2000 за 5 пачек. 2950 - 950 = 2000 руб. - то есть - искомая сумма реальной стоимости реализованных товаров. Если пройти дальше и посчитать финансовый результат сделки - то получится следующее:

Стоимость товаров: 2000;
НДС: 450 руб;
Выручка: 2950 руб.

Финансовый результат сделки равен 2950 - 450 - 2000 = 500 руб.

12.7. Учет расчетов с комиссионерами (организация в роли комитента)

Для учета расчетов организации с комиссионерами применяется следующая схема: при передаче товаров комиссионеру делается запись вида Д45 К41 - на стоимость отгруженных товаров. Эта запись формируется на основании договора комиссии, заключенного с комиссионером. Для того, чтобы оформить передачу товаров комиссионеру для продажи используется документ Реализация товаров и услуг (Продажа > Реализация товаров и услуг) с видом операции Продажа, комиссия. Важно, чтобы при заполнении информации о договоре с контрагентом, выступающим в роли комиссионера, в нем было указано, что договор имеет вид С комиссионером (рис. 12.31).


Рис. 12.31.  Настройка параметров договора с контрагентом-комиссионером

После того, как комиссионер отчитается перед нашей организацией о проданных товарах, заполняется документ Отчет комиссионера о продажах (Продажа > Отчет комиссионера о продажах). Этот документ, во-первых, формирует проводки по реализации продукции, которая учитывается на счете 45 как отгруженная, во-вторых - формирует проводки по учету вознаграждения, которое наша организация уплачивает комиссионеру).

12.8. Складской учет

В 1С:Бухгалтерии есть меню Склад и соответствующая закладка в Панели функций. Они предназначены для организации складского учета. А именно, здесь предусмотрены следующие команды, которые мы сейчас рассмотрим:

  • Инвентаризация товаров на складе;
  • Перемещение товаров;
  • Оприходование товаров;
  • Списание товаров;

Инвентаризацию товаров можно провести с помощью документа Инвентаризация товаров на складе. Документ можно использовать для проведения инвентаризации на оптовых складах, розничных складах, а так же - на складах, представляющих собой неавтоматизированные торговые точки.

Документ можно заполнить автоматически, остатками товаров (или материалов) на соответствующем складе. На рис. 12.32 вы можете видеть документ Инвентаризация товаров на складе.



Рис. 12.32.  Инвентаризация товаров на складе

Документ сформирован для склада Склад в магазине. Он заполнен автоматически выбором команды Заполнить > Заполнить по остаткам на складе. Если при проведении инвентаризации обнаружено, что фактические данные соответствуют учетным - табличную часть документа можно не править. Если не соответствуют - цифры в графе Количество можно привести в соответствие реальным данным - тогда в графе Отклонение будет найдена разница между учетной и фактической информацией.

После заполнения документа можно распечатать печатные формы документов, выбрав одним из пунктов команды Печать. Здесь доступны следующие пункты:

  • ИНВ-3 (Инвентаризационная опись товаров);
  • ИНВ-19 (Сличительная ведомость);

Документ не формирует проводок после проведения. Его главная ценность - это возможность заполнить на его основании следующих документов:

  • Оприходование товаров: этот документ нужен тогда, когда на складе обнаружились излишки.
  • Отчет о розничных продажах: этот документ обычно используется тогда, когда инвентаризации подвергаются места хранения, являющиеся неавтоматизированными торговыми точками - то есть - с помощью инвентаризации выявляют количество проданных товаров, после чего автоматически переносят данные в документ, формирующий соответствующие бухгалтерские записи;
  • Списание товаров: если на складе обнаружены недостатки, их списывают этим документом.

Выше мы упоминали еще об одном документе, применимом в складском учете. Это - документ Перемещение товаров. С его помощью можно оформлять перемещения товаров между различными складами.

Выводы

В этой главе мы рассмотрели основные операции с товарами. Как вы знаете, в этих операциях, как и во многих других, активное участие принимает подсистема учета НДС. Выше мы не останавливались подробно на этой подсистеме - ей посвящена одна из следующих лекций.

Просмотров: 9297 | Добавил: arlmebupmdsj | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar