Главная » 2014 » Июнь » 26 » Самоучитель по 1C:Бухгалтерии 8.3 - Урок 11
05:31
Самоучитель по 1C:Бухгалтерии 8.3 - Урок 11

Сейчас вы узнаете: ознакомиться с особенностями организации учета МПЗ в 1С:Бухгалтерии.

11.1. Основные положения

Для учета материально-производственных запасов (МПЗ) в 1С:Бухгалтерии используется счет 10 "Материалы". Этот счет имеет развитую систему субсчетов (рис. 11.1), на которых, в соответствии с бухгалтерским законодательством, учитываются различные виды МПЗ.



Рис. 11.1.  Счета, использующиеся для учета материалов

А именно, это следующие счета:

10 "Материалы"
10.01 "Сырье и материалы"
10.02 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали"
10.03 "Топливо"
10.04 "Тара и тарные материалы"
10.05 "Запасные части"
10.06 "Прочие материалы"
10.07 "Материалы, переданные в переработку на сторону"
10.08 "Строительные материалы"
10.09 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности"
10.10 "Специальная оснастка и специальная одежда на складе"
10.11 "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации"
10.11.1 "Специальная одежда в эксплуатации"
10.11.2 "Специальная оснастка в эксплуатации"

В соответствии с ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.

В 1С:Бухгалтерии учет материалов ведется в разрезе номенклатуры (за хранение этих данных отвечает справочник Номенклатура), при необходимости - в разрезах партий, складов. Для некоторых видов материалов предусмотрены особые аналитические разрезы.

По счету 10.07 "Материалы, переданные в переработку на сторону" предусмотрены субконто Контрагенты, Номенклатура, Партии.

По счету 10.11.1 "Специальная одежда в эксплуатации" предусмотрены субконто Номенклатура, Партии материалов в эксплуатации, Работники организации.

По счету 10.11.2 "Специальная оснастка в эксплуатации" - субконто Номенклатура, Партии материалов в эксплуатации, Подразделения.

Для учета материалов, принятых на ответственное хранение, используют забалансовый счет 002 "Товаро-материальные ценности, принятые на ответственное хранение". Сырье, поступившее для переработки, учитывается на счете 003 "Материалы, принятые в переработку".

В соответствии с ПБУ 5/01, к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

  • используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
  • предназначенные для продажи;
  • используемые для управленческих нужд организации.

Материалы принимаются к учету по фактической себестоимости.

Порядок формирования фактической себестоимости различается в зависимости от способа поступления МПЗ в организацию.

Приобретение за плату

В соответствии с ПБУ 5/01, фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

К фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;
  • таможенные пошлины;
  • невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы;
  • затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию.
  • затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Изготовление организацией

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов. Учет и формирование затрат на производство материально-производственных запасов осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.

Внесение в счет вклада в уставный (складочный) капитал

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Получение по договору дарения (безвозмездно)

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.

Получение по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами

Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.

При невозможности установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость материально-производственных запасов, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные материально-производственные запасы.

При формировании фактической стоимости МПЗ, в нее обычно включаются суммы затрат на доставку МПЗ и на приведение их в состояние, пригодное для использования.

Материально-производственные запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к учету в оценке, предусмотренной в договоре.

Обсудив способы оценки МПЗ, рассмотрим типовые проводки, которые используются при учете материалов.

При приобретении материалов у поставщика, при учете по фактической стоимости поступивших материалов, применяется следующая схема записей:

Д10 К60 - на стоимость приобретенных материалов без НДС;
Д19 К60 - на сумму НДС
Д10 К60 - на сумму дополнительных расходов, которые включаются в стоимость приобретенных материалов.

При использовании учетных цен применяется счет 15, по которому отражается поступление МПЗ по фактическим ценам, а на счете 10 они отражаются по учетным ценам.

Типичной схемой работы с материалами в организации является следующая:

  • Поступление;
  • Списание в производство;

Эта лекция будет посвящена, в основном, вопросам учета поступления материалов и сопутствующих операций. Вопросам учета производства посвящена отдельная лекция.

11.2. Поступление материалов

Для отражения поступления материалов в организацию используют документ Поступление товаров и услуг (Покупка > Поступление товаров и услуг). Рассмотрим пример.

02.02.2009 в организацию поступили следующие материалы от ООО "Рассвет" (Накладная №22 от 02.02.2009, счет-фактура №25 от 02.02.2009):

Доска Д1 в количестве 10 М3 по 5900 руб. за 1 М3 на общую сумму 59000 руб., в т.ч. НДС 9000 руб.

Ручка мебельная Р1 в количестве 100 штук по 118 руб. за 1 шт., на общую сумму 11800 руб., в т.ч. НДС 1800 руб.

Ткань обивочная для мебели в количестве 10 метров по 649 руб. за 1 м, на общую сумму 6490 руб, в т.ч. НДС 990 руб.

Материалы оприходованы на Основной склад по приходному ордеру №1 от 02.02.2009

Выберем пункт меню Покупка > Поступление товаров и услуг. При создании нового документа выберем его тип как Покупка, комиссия. Вот, как выглядит документ, у которого заполнена шапка и табличная часть Товары (рис. 11.2).



Рис. 11.2.  Документ Поступление товаров и услуг: Покупка, комиссия

Прежде чем заполнять документ, нажмем на кнопку Цены и валюта и установим в качестве цены - Договорная (с НДС).

Выше мы уже рассматривали документы, подобные данному, поэтому здесь мы лишь кратко опишем заполнение его реквизитов:

Организация: "Мебельщик" - то есть - наша организация;
Контрагент: ООО "Рассвет" - элемент справочника Контрагенты.
Отразить в налог. учете - галочка установлена;
Склад: Оптовый склад покупных товаров;
Договор: Накладная №22 от 08.06.2009

Заполняя табличную часть Товары, вы, создав новую строку, должны будете указать элемент номенклатуры, выбрав его из соответствующего справочника, количество товара и цену за единицу. Все остальные поля система заполнит автоматически. В частности, счета учета для бухгалтерского и налогового учета заполняются на основе предустановок, сделанных в регистре сведений Счета учета номенклатуры. Напомним, что в этом регистре сделаны записи, устанавливающие соответствие различным группам номенклатуры из справочника Номенклатура различных счетов учета. В нашем случае - так как материалы, поступление которых мы оформляем, относятся к группе Материалы - их учет ведется на счете 10.01.

Напомним, что если нужной номенклатурной позиции нет в справочнике Номенклатура - ее можно создать непосредственно в процессе заполнения документа.

Вкладку Услуги мы не заполняем. Вкладка Счета учета расчетов должна содержать счет 60.01 как счет для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, счет 60.02 - для учета выданных авансов.

На вкладке Дополнительно вводим данные о приходном ордере, по которому товары были приняты на склад и о лице, ответственном за операцию.

Теперь заполним вкладку Счет-фактура, указав там дату и номер счета-фактуры, полученного от поставщика.

Посмотрим, какие движения по регистрам сформировал наш документ (рис. 11.3).



Рис. 11.3.  Движения документа Поступление товаров и услуг

В бухгалтерском учете документ сформировал записи следующего вида:

Д10.01 К60.01 - На стоимость приобретенной номенклатуры каждого вида без НДС
Д19.03 К60.01 - Выделенный НДС

В налоговом учете сделаны записи

Д10.01 КПВ - На стоимость приобретенной номенклатуры каждого вида без НДС

Так же документ формирует движения по следующим регистрам:

  • НДС по партиям запасов;
  • НДС предъявленный;
  • НДС расчеты с поставщиками;

11.3. Поступление дополнительных расходов

Дополнительные расходы при поступлении материалов могут быть связаны, например, с их доставкой сторонней организацией. Рассмотрим пример.

02.02.2009 ООО "Транспортная компания" предъявила ООО "Мебельщик" счет №11 от 02.02.2009 на сумму 3540 руб., в т.ч. НДС 540 руб. (счет-фактура №23 от 02.02.2009) за доставку материалов. Оказание услуг по доставке материалов выполнялось в рамках Договора №1 от 02.02.2009.

Для отражения поступления дополнительных расходов по оприходованным МПЗ можно использовать документ Поступление доп. Расходов, который можно ввести на основании документа Поступление товаров и услуг.

Обратите внимание на то, какие документы можно ввести на основании документа о поступлении товаров и услуг:

  • Возврат товаров поставщику;
  • ГДТ по импорту;
  • Отражение начисления НДС;
  • Отражение НДС к вычету;
  • Отчет комитенту о продаже товаров;
  • Передача материалов в эксплуатацию;
  • Перемещение товаров;
  • Платежный ордер на списание денежных средств;
  • Поступление доп. расходов;
  • Расходный кассовый ордер;
  • Реализация товаров и услуг;
  • Требование-накладная;
  • Установка цен номенклатуры;

На рис. 11.4 вы можете видеть заполненную форму документа Поступление доп. расходов.



Рис. 11.4.  Заполнение документа Поступление доп. расходов

При автоматическом заполнении документа нас вполне устроит то, как была заполнена табличная часть Товары. А вот реквизиты шапки документа придется заполнять самостоятельно. В частности, здесь следует указать контрагента и договор, на основании которого оказаны услуги, ввести сумму расхода, указать способ распределения (в нашем случае - По сумме) и ставку НДС. Сумма НДС будет определена автоматически.

Вкладка Счета учета расчетов должна быть заполнена уже известными вам счетами 60.01 и 60.02, вкладку Счет-фактура заполняем обычным образом.

При указанном заполнении документа сумма дополнительных расходов будет распределена по перечисленным в табличной части Товары номенклатурным позициям пропорционально их стоимости. Это, в данном случае, наиболее правильный вариант распределения дополнительных расходов.

На рис. 11.5 вы можете видеть результаты проведения документа.



Рис. 11.5.  Результат проведения документа Поступление доп. расходов

Движения, которые сформировал этот документ, очень похожи на движения вышерассмотренного документа по приобретению материалов.

Давайте воспроизведем расчеты, на основании которых дополнительные расходы были распределены между поступившими материалами.

Общая стоимость материалов составила 77290 руб. (59000 + 11800 + 6490). Если вычислить процентное соотношение стоимости каждого вида материалов в общей сумме, получим следующее:

Доска Д1: 76,3%
Ручка мебельная Р1: 15,3%
Ткань обивочная для мебели: 8,4%

Таким образом, получаем следующие суммы для распределения дополнительных расходов:

Доска Д1: 2289 (76,3%*3000 руб.)
Ручка мебельная Р1: 459 (15,3% * 3000 руб.)
Ткань обивочная для мебели: 252 (8,3% * 3000 руб.)

Можно заметить, что вычисленные суммы немного отличаются от тех, которые программа рассчитала самостоятельно (2290,07 руб., 458,02 руб., 251,91 руб.). Различия - это результат округления значений процентного соотношения стоимости отдельных позиций материалов в общей стоимости. Программа же округлила значения по-другому, что и привело к различным результатам.

11.4. Установка цен номенклатуры

Для того, чтобы сохранить в системе цены, по которым были приобретены материалы, предназначен документ Установка цен номенклатуры. Его можно ввести на основании документа Поступление товаров и услуг. Мы уже встречались с этим документом, здесь хотелось бы рассмотреть некоторые особенности, касающиеся автоматизации назначения различных видов цен номенклатурным позициям.

Введем новый документ Установка цен номенклатуры на основании ранее введенного документа Поступление товаров и услуг. Вот, что у нас получилось (рис. 11.6).


Рис. 11.6.  Документ Установка цен номенклатуры

Документ, заполненный автоматически, содержит в поле Тип цен значение Договорная (с НДС). Это тот тип цен, который выбран при создании документа Поступление товаров и услуг. Табличная часть документа так же заполнена автоматически - она содержит стоимость единицы продукции. Для того, чтобы записать в систему данные, взятые из документа, достаточно провести документа нажатием на ОК.

При проведении документ сделал записи в регистр сведений Цены номенклатуры.

Теперь предположим, что мы хотим сохранить в регистре другой тип цен для данных номенклатурных позиций. В нашем случае в регистре имеются записи о том, каковы размеры договорных цен для номенклатурных позиций, а мы хотели бы сразу же ввести данные об оптовых ценах. Например, они на 30% больше, чем цены, по которым мы приобретаем материалы. Это больше актуально для товаров, чем для материалов, однако процедура в обоих случаях совпадает.

Перейдем к списку документов Установка цен номенклатуры (Операции > Документы > Установка цен номенклатуры). Создадим новый документ копированием только что созданного документа (выделим документ и нажмем на кнопку Добавить копированием в панели инструментов), в его табличной части нажмем на кнопку Изменить - появится окно Обработка табличной части (рис. 11.7).



Рис. 11.7.  Обработка табличной части документа

В поле, которое расположено в левом верхнем углу окна документа следует выбрать действие, которое вы хотите выполнить. В поле, которое расположено правее, можно настраивать параметры выбранного действия. Здесь нам представлен следующий набор действий:

  • Добавить из документа - нужно выбрать документ, на основании которого следует заполнить табличную часть;
  • Изменить цены на % - позволяет указать размер процентного изменения цен. Цены могут меняться как в большую сторону (цифры вводятся без дополнительных знаков), так и в меньшую (нужно вводить перед числом знак "-"). В нашем случае мы выбрали именно это действие и ввели 30.
  • Установить цены по типу - установка выбранного типа для цен;
  • Округлить цены до - настройка округления цен.

По нажатии на кнопку Выполнить данные в табличной части меняются в соответствии с произведенными настройками.

После того, как цены увеличены на 30%, нажмем кнопку ОК. В документе изменим поле Тип цен на Оптовая (рис. 11.8) и проведем его.


Рис. 11.8.  Заполненный документ Установка цен номенклатуры

Выводы

На этом мы завершим лекцию, но разговор о материалах не окончен. Он будет продолжен в лекциях, затрагивающих тему производства, складского учета, тему учета товаров.

Надо учитывать, что учет материалов и товаров во многом схож, хотя, конечно же, в нем есть и различия, которые, в основном, касаются того, что происходит с материалами и с товарами после того, как они оказались на складе. Наша следующая лекция посвящена учету товаров, складскому учету и учету торговых операций.

Просмотров: 8223 | Добавил: arlmebupmdsj | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar